Немецкая или континентальная модель экономической реформы
Начиная с 1997 г. немецкому правительству удается последовательно уменьшать дефицит государственного бюджета: в 1996 г. он составлял 3.4% ВВП, а уже в 1997 г. снизился до 3% (это соответствовало одному из "маастрихтских критериев", необходимых для вхождения в "зону евро"), в 1999 г. (уже после смены правительства {Коля "красно-зеленой" коалицией Шредера) - до 1.2% ВВП, а в 2000 г. бюджет вообще стал профицитным. Правда, отношение государственного долга к ВВП в 1997-1999 гг. сократилось незначительно - с 62 до 61%, но в 2000 г. уменьшилось до 59% и в ближайшие годы эта тенденция сохранится[7]. Огромный государственный долг связывал правительству руки, и оно не было способно проводить осмысленную и созидательную финансовую политику.
В 2000 г. началась реформа по кардинальному обновлению налогообложения. Реформа не удалась, т. к. высокие налоги сохранялись, и государственный долг постоянно увеличивался. Особенно заметным этот процесс стал после воссоединения Германии, причем финансирование объединения страны за счет заимствований.
Благодаря реформам Л. Эрхарда, в конце 40-х годов, в течение 10-15 лет в послевоенной Германии удалось добиться высокого уровня жизни для подавляющего большинства населения — как за счет постоянно растущей заработной платы, так и с помощью широкой сети социального обеспечения. Эта система социального государства стала показательной для многих стран.
Однако постепенно государство стало слишком щедрым и заботливым. Помимо того, что немецкая зарплата стала одной из самых высоких в мире, дополнительные выплаты (больничные от предприятия, отпускные, 13-я зарплата и др.) достигли не превзойденного в мире уровня (в 1995 г. общие издержки на оплату труда составили 45.52 марки в час, из которых 20.44 марки - дополнительные выплаты; соответствующие показатели составляли для США - 25.18 и 7.42, для Японии - 35.48 и 14.56 для Великобритании -20.96 и 6).[8] Рабочие места стали настолько дорогими, что в условиях мировой конкуренции приносят лишь убытки. Ясно, что предприниматели содержать их не собираются. Ликвидация рабочих мест или нежелание создавать новые в первую очередь обусловлены их не конкурентоспособностью, а последняя стала прямым следствием разбухших социальных благ, размер которых не увязывался с производительностью труда.
Таблица 2
Основные экономические показатели[9]
|  
 1999г.  |   
 2000г., оценка  |   
 2001г., прогноз  |  |
|  
 ВВП  |    1.6  |    3.0  |    2.0-2.7  |  
|  
 Производственные инвестиции  |    3.3  |    2.4  |    2.7-3.0  |  
|  
 Инфляция  |    0.6  |    1.9  |    1.9-2.1  |  
|  
 Бюджетный дефицит (%ВВП)  |    -1.4  |    +1.3  |    -1.8  |  
|  
 Экспорт  |    5.1  |    13.2  |    7-8  |  
|  
 Импорт  |    8.1  |    10.2  |    8-10  |  
|  
 Торговый баланс (млрд. евро)  |    65  |    56  |    50-54  |  
|  
 Платежный баланс (млрд. евро)  |    -16.8  |    -23 0  |    -30  |  
|  
 Доля безработных в трудоспособном населении (%)  |    10.5  |    9.6  |    8.8-9.0  |  
