Порядок разработки бизнес-плана

Поскольку предприятия выпускают различные виды продукции и отличаются друг от друга спецификой производства, невозможно предложить стандартный процесс составления бизнес-плана. Тем не менее для бизнес-планов любых типов характерны следующие эта­

пы разработки:

1. Определение целей. Цели определяются исходя из тех проблем, которые призван решить бизнес-план конкретного предприятия. В настоящее время такими целями могут быть: достижение безубы­точности деятельности; ввод в действие нового магазина, цеха; вы­пуск нового вида продукции; внедрение мероприятий по совершен­ствованию маркетинга и менеджмента и др.

2. Анализ, оценка и прогнозирование собственных возможностей предприятия. Включает в себя анализ текущих и прогнозных резуль­татов функционирования самого предприятия; анализ и прогнози­рование обеспеченности его деятельности материальными, трудовы­ми и финансовыми ресурсами; анализ и прогнозирование текущих результатов деятельности основных конкурентов; анализ и прогно­зирование рынков сбыта; анализ и прогнозирование возможных ви­дов риска.

3. Характеристика планируемой предприятием к выпуску продук­ции (работ, услуг). Целью этого этапа является оценка сильных и сла­бых сторон деятельности как самого предприятия, так и его основ­ных конкурентов в сферах менеджмента, производства, маркетинга, финансов, кадровой политики.

4 Исследование рынков сбыта. Целью этого этапа является оцен­ка рынков сбыта, уровня конкуренции, конкурентоспособности про­изводимых товаров, работ, услуг. В результате проведенных на данном этапе исследований должно быть сформулировано обобщенное пред­ставление о рынках и конкурентах.

5. Разработка плана производства, который включает в себя про­гноз объемов производства (реализации) продукции (товаров, работ, услуг) с учетом заданий программы экономического и социального развития предприятия и результатов анализа и прогнозирования его

собственных возможностей; определение потребностей в основных фондах, исходном сырье, оборудовании, персонале по категориям работников, затратах на оплату труда; определение полной себестои­мости производимой продукции и т.д.

6 Разработка ценовой политики предприятия, системы форми­рования спроса и стимулирования сбыта. Целью данного этапа явля­ется разработка маркетинговой стратегии предприятия.

7. Уточнение типа организационной структуры и оценка ее эф­фективности.

8. Описание возможных рисков, расчет уровней рисков и разработ­ка мероприятий по их снижению и предупреждению.

9. Прогнозирование финансовых показателей предприятия. Вклю­чает в себя прогноз доходов и расходов; сметы фондов; прогнозный баланс денежных средств, прогнозный баланс активов и пассивов; прогноз ключевых финансовых показателей и др.

10. Составление резюме, которое представляет собой краткое из­ложение бизнес-плана деятельности предприятия.