Государственное регулирование экономики в Латвии

 

Не смотря на то, что Латвия достигла определенного уровня экономического развития, механизм государственного регулирования в ней пока далек от совершенства. Некоторую трудность в процессе его становления обусловило недавнее примыкание Латвии к Евросоюзу, поскольку многие пункты государственного регулирования сейчас подлежат пересмотру ввиду многих изменившихся условий.

Наиболее хорошо в Латвии развита законодательная база обуславливающая деятельность экономических агентов. Усиленно развивается финансовая политика, производится реформирование налоговой системы, хотя она еще очень далека от идеала. Предпринимаются попытки улучшить благосостояние население путем увеличения пособий и пенсий. К примеру, средний размер пособия по безработице вырос с 38.82 Ls в 2002 году до 59.23 Ls в 2005 соответственно. По прежнему, однако, не принимается никаких продуктивных действий для того, чтобы несколько понизить уровень социальной напряженности в государстве. Также не очень эффективно действует утвержденный законодательством проект по снижению безработицы, поскольку уровень безработицы снизился всего на 0.7% (9.3 в первом квартале 2002 и 8.6 – в 2005, соответственно).

Несомненно, государство во многом пользуется политикой принуждения, основанной на авторитете правительственной власти, например, при выдаче лицензий предприятиям.

В настоящее время в Латвии идет этап становления механизма налогового регулирования посредством реформирования налоговой системы. Безусловно, совершенствование налогового законодательства является актуальной задачей, поскольку существующее налоговое бремя для предприятий – основной экономический деффект латвийской системы налогообложения. Причем, ее фискально-карательный характер постоянно усиливается за счет расширения налоговой базы и ставок по отдельным налогам, введение новых налогов и сборов, ужесточение финансовых санкций и условий налогообложения.

По мнению специалистов, правовая форма налогообложения также весьма несовершенна. Налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов. Причем страдают от этого несовершенства в равной степени и государство, и налогоплательщиков. Попытки устранить эти недостатки путем многочисленных, наслаивающихся друг на друга изменений и дополнений действующих законодательных актов приводят лишь к еще большему запутыванию, усложнению и деформации правовой базы налогообложения, создавая почву как для налоговых нарушений со стороны плательщиков, так и для произвола налоговых органов.

Не смотря на вышеперечисленные трудности, именно в сфере налогооблажения и проявляется львиная доля государственного регулирования экономики в Латвии. Причина этого ясна: в Латвии налоговые поступления в государственный бюджет играют ключевую роль. Например: в 1999 году налоговые поступления в государственный бюджет составили 81,5% от общего числа поступлений. В Латвии налоги делятся на две группы: косвенные и прямые налоги.

К косвенным налогам относятся: НДС, акцизный налог, таможенный налог. В последнее время политика правительства Латвии направлена на увеличение поступлений в государственный бюджет именно косвенных налогов. Такая тактика отвечает требованиям ЕС. Но несмотря на это существует довольно большое количество льгот по данной группе налогов. К примеру, важным элементом таможенного налога, с точки зрения налогоплательщика, являются, конечно, таможенные льготы. Законодательство устанавливает следующие виды "поблажек":

1)      возврат ранее уплаченного таможенного налога;

2)      освобождение от уплаты таможенного налога;

3)  снижение ставки таможенного налога;

4)  определение тарифных квот льготных товаров, подлежащих ввозу или вывозу.

 

Не менее развито в Латвии также применение акцизного налога (например, на нефтепродукты). Основной функцией акцизного налога является пополнение государственного бюджета, но не смотря на это существует большое количество льгот.

В настоящий момент систему прямых налогов образуют, в основном, подоходный налог с населения и предприятий, а также взносы обязательного социального страхования. К прямым налогам относятся также: налог на недвижимое имущество (до 2001 года – налог на собственность). Подоходный налог с предприятия является основным видом налога юридических лиц. Но также как и по всем налогам существует большой спектр льгот по подоходному налогу с предприятия. Данные льготы используются для поддержания малого и среднего бизнеса в стране и его дальнейшего развития. Для помощи малым предприятиям используются ряд скидок. (к примеру, применяется скидка с налога для малых предприятий равная 20 процентов от исчисленного подоходного налога с предприятий).

Также латвийским законодательством предусмотрена выдача пенсий и пособий неимущим или малообеспеченным слоям населения (например, пособия по потере кормильца, выплачиваемые совершеннолетия или до 24-летнего возраста, в случае, если ребенок продолжил обучение, а также пособия по инвалидности).

Однако, по прежнему существует множество изъянов в латвийском регулировании экономики. Недостаточными являются механизмы и гарантии защиты интересов и прав налогоплательщиков. В качестве примера, можно привести одну из проблем латвийского налогового законадательства -- несовершенство процедуры сбора и подачи документов на получение тех или иных льгот, а также необоснованно раздутый бюрократический аппарат.

Безусловно, большую трудность для экономики Латвии составляет скудность ресурсов, поэтому и государственное регулирование экономики приняло свой текущий вид. Также и непрекращающиеся этнические распри тормозят становление полноценного механизма регулирования экономики.