Последовательность и темпы реформ.

Часто реформаторам давалась поверхностная рекомендация, что «все важно» и «все нужно делать сразу». Однако реально всегда существует выбор при данных ограничениях на время, которым располагает правительство на приоритеты и ресурсы. Один из подходов заключался в том, что начинать с «низко висящих плодов» - «легких кусков» для «запуска» реформ прежде, чем приняться за «более трудные куски». Этот подход получил широкое распространение. Смотрите информацию усыпление собаки в москве здесь.

Особый контекст, в котором Стиглиц рассматривает проблему определения последовательности реформ,- приватизация.

Существовали 3 различные стратегии:

1. проводить приватизацию по возможности быстро ; важнее то, что она осуществляется, а не то, как это происходит;

2. проводить приватизацию как только установлены ее рамки, однако при этом не ждать, когда будет сформирована соответствующая правовая база, в том числе нормы регулирования и конкуренции поскольку провал государства имеет куда большие последствия, чем провал рынка);

3. проводить полную приватизацию только тогда, когда будут созданы надлежащие правовые условия.

В пользу каждой из названных стратегий выдвигались свои аргументы. Перваястратегия опирается на идею Коуза о том, что не важно, кем были исходные собственники, поскольку рынок быстро перераспределяет собственность в пользу эффективных собственников.

Противоположная точка зрения сводится к тому, что реформам присуще свойство сильной взаимодополняемости. Другое дело – создание частной рыночной экономики, однако для этого требуется институциональные рамки – набор надежно действующих законов и правил. Обеспечив решение этой задачи можно приступить к более масштабной приватизации, когда будет «готова» институциональная инфраструктура, хотя ориентированная на заинтересованные лица, приватизация мелких и средних фирм (связанная с меньшим злоупотреблениями и требующая более простых регулирующих структур) может осуществляться быстро, не дожидаясь того момента, когда появится соответствующая институциональная инфраструктура.

Хотя предполагалось, что приватизация обуздает политическое вторжение в рыночные процессы, она дала дополнительный инструмент, посредством которого группы особых интересов и политические силы смогли сохранить свою власть. Аргумент Коуза о том, что произойдет быстрое перераспределение активов в пользу «эффективных» производителей, оказался отчасти несостоятельным ввиду отсутствия подлинного вторичного рынка по тем же причинам, по каким не было и реального первичного рынка, так что активы в большей мере расхищались, чем перепродавались. Однако в Коузовском подходе была еще одна проблема. Для поддержания устойчивости важно не только прояснение прав, но и то, каким образом это происходит.