Краткий обзор переходного периода.

Конечно, многочисленные критики российских реформ абсолютно правы в своих крайне отрицательных оценках реального функционирования и рынка, и государства в постсоветской России. Известно, что деятельность субъектов рынка в нашей стране очень часто не подчиняется не только стандартным экономическим, но и юридическим законам. Отдельные отрасли сверхмонополизированны и до сих пор не знают, что такое конкуренция, а другие гибнут под натиском импорта. Права собственности защищены настолько слабо, что характеристика российской экономики как «экономики физических лиц» еще сохраняет актуальность. В такой экономике нарушена связь между собственностью, капиталом и прибылью, что ведет к растаскиванию имущества предприятий и утечка капитала за границу. Преобладают не денежные расчеты между хозяйствующими субъектами, что дало повод американским исследователям К.Гадди и Б.Икесу назвать российскую экономику «виртуальной». Размер собственности и экономический успех определяет не столько коммерческими способностями, сколько близостью предпринимателя к власти (нр. олигарх), так что разделение государства и экономики – на сегодня, скорее, нормативная модель, чем реальность.

Государство, в свою очередь, все годы реформ злоупотребляло макроэкономическими инструментами, которые оно получило в руки в результате постсоветской трансформации, что обернулось дефолтом 1998 г. В то же время элементарные функции защиты собственности и собственника и социальной поддержки населения, не говоря уже о поддержке отечественного производителей, оказались за рамками интересов чиновничества. Государственное управление заменилось чудовищной коррупцией, которая до сих пор сводила на нет все усилия навести элементарный порядок в экономике. Эти обстоятельства в сочетании с огромным внешним долгом, платежи по которому достигаю более половины скудного федерального бюджета, делают современную Россию очень похожей на страны Латинской Америки начала 80-х годов, где также имели место неэффективная экономическая система, коррупция и острейший кризис внешней задолжности.

На рубеже 80-90-х годов возникли первые рыночные институты (кооперативы и товарные биржи), большинство которых вскоре прекратило существования. Тем не менее на месте подобных организаций появились мелкие и средние предприятия, торговые дома, «фондовые магазины» и в последствии фондовые биржи, а с началом переходного периода началась экспансия частных коммерческих предприятий и банков. Несомненно, именно массовая ваучерная приватизация 1992-1994 гг. заложила основы негосударственной экономики, которые укрепились в ходе приватизации последующих лет. В первые годы реформ в условиях инфляции и «легкого» доступа к деньгам огромный банковский сектор, который вплоть до середины 1998 г. поддерживался на «плаву» государственными заимствованиями. Примечательно, что параллельно с этим возник фондовый рынок, причем за 1994-1997 гг. индекс курса российских акций повысился более чем в 4 раза, что свидетельствовало об огромном потенциале их роста.

Кризис августа 1998 г. не только обозначил конец модели государства, паразитировавшего на частном секторе, но и разрушил до основания ту самую финансовую систему, которая считалась едва ли не самым ярким достижением реформ: до сих пор российская банковская система не может оправиться от последствий кризиса. Видимо, более благоприятными могут считаться перспективы фондового рынка, начавшего оживать в конце 1999 г. на фоне роста промышленного производства. Как бы то ни было, российская экономика преодолевает многолетний кризис, в том числе катастрофу августа-сентября 1998 г. Обратим свое внимание на то, что весь 1999 г. и начало 2000 г. отмечены небывалым промышленным подъемом. На четырехкратную девальвацию рубля в 1998 г. российская промышленность ответила так, как ответила бы любая рыночная

экономика: быстрым заполнением ниш, освободившимся от импорта, и ростом экспорта.