Современные методы антиинфляционного регулирования.                                                                                              Монетаристский и кейнсианский подходы

Протекционизм.

Таким образом, создавая систему государственного регулирования экономики, основоположник этой теории во главу угла ставил спрос. Он считал, что в экономике всегда существует отложенный спрос в виде сбережений, а также пассивов. По Кейнсу сбережения должны превратиться в элемент эффективного спроса. И управлять этим спросом должно государство, используя инструменты бюджетной и кредитно-денежной политики. Модель этого процесса предельно проста: центральный банк размещает займы, распределяет льготные кредиты. Одновременно проводятся государственные закупки товаров и услуг.

Теория Кейнса создавалась в период тяжелейшей депрессии. К тому же направлена она только на создание дополнительного спроса и не учитывает появления других возможных форм, связанных с развитием производства, инфраструктуры, изменением пропорций экономики. С точки зрения сегодняшнего дня государственное вмешательство в процесс подавления инфляции представляется правильным. Но само государственное вмешательство порождает ряд противоречий, основным из которых является возможное несовпадение интересов государства и собственников капитала в условиях свободы принятия хозяйственных решений.

Основополагающее отличие изложенных выше теоретических подходов к преодолению инфляции состоит в том, что сторонники монетаристской концепции и прежде всего М. Фридман отводят государству в этой области пассивную роль, в то время как кейнсианцы считают необходимым активное вмешательство государства. Однако и кейнсианцы, и монетаристы сходятся в одном – в период инфляции необходимо придерживаться правила сокращения денежной массы в обращении, чтобы достичь умеренной инфляции.

Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены основные методы регулирования инфляции, наиболее часто используемые в практике. Все они в конечном итоге сводятся к управлению элементами совокупного спроса, совокупного предложения или факторами денежного обращения.

Перейти на страницу: 1 2 3