Анализ и тенденции социально-экономического развития республики Беларусь

В этой связи разработанная правительством новая редакция Национальной программы привлечения инвестиций в экономику страны предусматривает обеспечение пропорций расширенного воспроизводства основных фондов за счет повышения удельного веса инвестиций в ВВП до 26-28%.[24] При этом в общем объеме будут преобладать внутренние инвестиции и политика государства будет направлена, в первую очередь, на их стимулирование путем введения новой амортизационной политики, моратория на введение новых налогов, а также уменьшения ставки налога на прибыль и сокращения льгот по налоговым платежам. Кардинальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от институциональных преобразований и законодательства по вопросам собственности, условий деятельности совместных и иностранных предприятий. При этом удельный вес реально работающих предприятий с участием иностранного капитала на начало 2001 г. не превышал 60%[25] от числа зарегистрированных.

Среди основных направлений инвестиционной политики в ближайшей перспективе целесообразно выделить:

· формирование инвестиций, альтернативных государственным источникам финансирования, и обеспечение коммерческого характера их использования;

· развитие системы конкурсного размещения всех инвестиционных ресурсов по критериям их экономической эффективности;

· увеличение объемов инвестиций для развития сферы экспорта услуг;

· формирование среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора экономики и привлечению частных (отечественных и иностранных) инвестиций для реконструкции предприятий путем активного развития фондового рынка.

Главными же средствами повышения уровня благосостояния белорусского народа и обеспечения устойчивого развития экономики страны являются:

· экономики на основе взаимодействия рыночных механизмов формирование социально ориентированной рыночной ее функционирования и упорядочения государственного регулирования социально-экономических отношений;

· обеспечение качественных параметров экономического роста и развития народнохозяйственного комплекса страны на основе активизации, прежде всего инвестиционно-инновационной и предпринимательской деятельности;

· формирование нового постиндустриального информационного общества.

При этом особое внимание следует уделить формированию рыночного механизма, который наиболее эффективно осуществляет свои функции в условиях: а) конкуренции; б) экономической свободы товаропроизводителя при ограниченности всех видов ресурсов; в) свободы перемещения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по различным направлениям и сферам их применения; г) свободы выбора продавцов и покупателей; д) свободы ценообразования. Только при наличии этих условий рынок обеспечивает высокую мотивацию к труду и эффективность производства, сбалансированность спроса и предложения на микроуровне, динамику и равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением на макроуровне.

Функционирование рыночного механизма определяет и пределы государственного вмешательства в экономику: задача государственного регулирования заключается в том, чтобы не разрушить механизм самонастройки рынка.

Первоочередными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы являются:

· финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного баланса и увеличение валютных резервов на основе проведения гибкой бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики;

· активизация структурной перестройки экономики на основе совершенствования воспроизводственной, технологической и отраслевой структуры народно-хозяйственного комплекса; специализация, кооперирование и интеграция крупных и небольших предприятий; ускоренное развитие наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, а также сферы услуг;

· ускорение структурных преобразований на микроуровне, реструктуризация предприятий и обновление основных фондов;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5