Задачи и методы анализа товарооборота

Основными задачами анализа товарооборота являются:

- проверка степени выполнения плана товарооборота и удовлетворения спроса покупателей;

- изучение динамики товарооборота;

- изучение состава товарооборота (по видам, организационным формам продажи и товарной структуре);

- определение и количественное измерение факторов, оказывающих влияние на отклонение фактического товарооборота от планового и на его динамику;

-выявление путей и возможностей увеличения товарооборота, ускорения времени обращения товаров, нормализации товарных запасов и улучшения торгового обслуживания покупателей;

-разработка мер по ликвидации выявленных в процессе анализа недостатков в торговле и максимальному использованию установленных внутрихозяйственных резервов.

Анализ объема товарооборота начинается с исчисления фактической величины реализации товаров. Фактический товарооборот предприятий и организаций складывается из суммы торговой выручки, поступившей в кассы магазина; и суммы, сданной в банк или кассу вышестоящей торговой организации; из мелкооптовых продаж (по безналичному расчету); расходов, произведенных за счет кассовой выручки (подтвержденных документами) [12, c.128].

Объем товарооборота предприятий и организаций, осуществляющих продажу товаров в кредит, слагается из суммы, поступившей в кассу, и суммы предоставляемого покупателям кредита. Определив объем фактического товарооборота и сравнив его с планом, можно перейти к следующим стадиям экономического анализа.

Анализ динамики товарооборота производится для того, чтобы выявить, соответствует ли развитие товарооборота предприятия планам.

К методам анализа товарооборота относятся [24, c.53]:

- построение динамических рядов;

- использование относительных и средних величин;

- сравнение;

- индексный метод;

- построение трендовых и регрессионных моделей динамики;

- цепная подстановка;

- балансовая увязка показателей;

- построение графиков и др.

Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.

При анализе товарооборота используют систему индексов [25, c.420]:

-индекс физического объема товарооборота (I);

-индекс товарооборота в фактических действующих (текущих) ценах (Iт);

-индекс цен (Iц).

Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя. Он определяется по следующей формуле (10):

J т/о (шт) = Тф шт / Тпр шт, (10)

где Jт/о (шт) – индекс физического объема товарооборота;

Тф шт - товарооборот фактический, шт.;

Тпр шт - товарооборот прошлого периода, шт.

Индекс товарооборота в фактически действующих (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя влияют два фактора: количество реализованных товаров и динамика цен. Показатель рассчитывается по формуле (11):

J т/о = Тф/Тпр, (11)

где J т/о - индекс товарооборота в текущих ценах;

Тф - товарооборот текущего периода, тыс. руб.;

Тпр – товарооборот прошлого периода, тыс. руб.

Использование индекса цен в анализе товарооборота в условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обесценивания денег и роста цен, приобретает исключительное значение. Индекс цен показывает изменение совокупности стоимости определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода. Индекс цен рассчитывается по формуле (12):

Jц= Цф/Цпр, (12)

где Jц- индекс цен;

Цф- фена фактическая по группе товара, руб.;

Перейти на страницу: 1 2