Товарная форма хозяйства: ее происхождение и основные черты.

Исторически первой формой общественного хозяйства является натуральное хозяйство. Определяющая черта натурального хозяйства — производство продуктов для собственного потребления.

Товарное хозяйство возникает и развивается как противоположность натуральному. Это хозяйство, в котором продукция производится не для собственного потребления, а для продажи. Товарная организация хозяйства характеризует собой специфический способ отношений между производителем и потребителем через обмен, через рынок.

Для возникновения и развития товарного хозяйства необходимы два условия.

Общественное разделение труда, при котором отдельные производители специализируются на выработке определенных продуктов (например, ткани). Это порождает необходимость их обмена.

Эк. обособление товаропроизводителей. Оно означает, что собственник самостоятелен, хозяйственные решения принимает сам, на свой страх и риск, исходя из своих личных интересов.

Необходимо различать простое и капиталистическое товарное производство.

Простое товарное производство основано на личном труде производителя. Его целью является удовлетворение собственных потребностей путем обмена продуктов.

Капиталистическое товарное производство основано на наемном труде (рабочая сила становится товаром). Его цель — получение прибыли. Повсеместное распространение наемный труд получил в XX в. В настоящее время в развитых странах среди трудоспособного населения доля лиц наемного труда превышает 80%.

В условиях товарного хозяйства произведенная продукция становится товаром.

Товар — это продукт труда для продажи и обмена. Следовательно, товар должен обладать способностью удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность, т.е. быть полезным человеку. Свойство вещи быть полезной человеку, удовлетворять его потребность, называется потребительной стоимостью товара. Другое свойство товара —меновая стоимость — способность обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции. Чтобы стать товаром, продукт должен пройти фазу обмена, т.е. перейти из рук производителя в руки потребителя. Следовательно, товар — продукт меновых отношений. Вне этих отношений нет товара. Если цветы вы подарили — это подарок, если их продали — это товар.