Практическая часть
2.1 Выбор поставщика металлочерепицы
2.1.1 Общие положения
На принятие решения о выборе оптимального делового партнера оказывают влияние ряд факторов: затраты на приобретение и доставку продукции, качество товара, надежность поставщика и т.д. Для расчета выбрана многофакторная экономико-математическая модель, которая представлена на рис. 1.
|  | 
Рис. 1. Модель выбора поставщика материальных ресурсов
Алгоритм оценки показателей следующий. Целевая функция имеет вид:
 , (1),
, (1), 
где X; Y; Z – факторы, влияющие на принятие решения:
X – общая сумма предполагаемых затрат заказчика на приобретение и доставку материальных ресурсов;
Y – качество поставляемой продукции;
Z – оценка соотношения «затраты/качество» продукции.
2.1.2 Алгоритм сравнительной оценки предприятий
1. Исходные данные представляются в виде таблиц, где по строкам записаны показатели, а по столбцам – предприятия.
2. Все исходные данные приводятся к единому показателю.
3. Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле Лапласа:
 , (2),
, (2), 
где L – число показателей, используемых для рейтинговой оценки; Ni –нормативный уровень для i-го коэффициента; Ki - i-й коэффициент;  – весовой индекс i-го коэффициента.
– весовой индекс i-го коэффициента. 
4. Ранжирование предприятий-поставщиков.
5. Определение факторных нагрузок и выбор поставщика с учетом факторов влияния.
2.1.3 Формирование информационной базы. Затраты на приобретение и доставку продукции
Формирование базы нормативно-справочной информации происходит путем сбора и структуризации данных предприятий-участников конкурсных торгов. Расчет произведен на примере десяти предприятий, условно обозначенных П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7,П8,П9 и П10. Строительный материал – металлочерепица. Общее количество продукции – 10000м2.
Таблица 1
Затраты на приобретение продукции
| Поставщики | ||||||||||
| Затраты | П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | П6 | П7 | П8 | П9 | П10 | 
| Цена за 1 м2 с НДС, руб. | 170 | 220 | 237 | 251 | 231 | 246 | 248 | 350 | 217 | 226 | 
| Объем разовой поставки, м2 | 2500 | 2000 | 2000 | 2000 | 2500 | 2000 | 2500 | 2000 | 2500 | 2000 | 
| Стоимость продукции, тыс. руб | 425 | 440 | 474 | 502 | 577,5 | 492 | 620 | 700 | 542,5 | 452 | 
| Кол-во поставок за весь период работ | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 
| Итого затрат на приобретение продукции, тыс.руб. | 1700 | 2200 | 2370 | 2510 | 2310 | 2460 | 2480 | 3500 | 2170 | 2260 | 
