Виды государственной политики занятости

Механизм регулирования занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнение программ обеспечения занятости населения. Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.

Государственная политика занятости населения — это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, раз­вития системы социального партнерства, стимулирования мобиль­ности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.

Государственная политика занятости исходит из положений Конституции РФ, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются Президентом РФ. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой госу­дарственной политики в разных областях деятельности, в том числе в области занятости населения.

Законом о занятости населения Российской Федерации определены следующие направления государственной политики в об­ласти содействия занятости населения:

- развитие человеческих ресурсов для труда, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам Россий­ской Федерации независимо от социального положения, политиче­ских убеждений, пола, возраста, национальности и отношения к ре­лигии в реализации права на свободный труд и выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека;

- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

- обеспечение социальной защиты в области занятости насе­ления, проведение специальных мероприятий, способствующих обес­печению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной за­щите и испытывающих трудности в поиске работы;

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и соз­дающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуж­дающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поис­ке работы;

- сочетание самостоятельности органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ­ления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматриваю­щих мероприятия по содействию занятости населения;

- координация деятельности государственных органов, про­фессиональных союзов, иных представительных органов работни­ков и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

Деятельность органов службы занятости осуществляется со­гласно с федеральными целевыми программами содействия занято­сти населения Российской Федерации и соответствующим им реги­ональным программам.

Государственная политика занятости может быть активной и пассивной. Приоритетным направлением такой политики являют­ся активные меры на рынке труда.

Активная политика занятости — это совокупность право­вых, экономических и организационных мер государства, проводи­мых с целью предупреждения безработицы и снижения ее уровня. Такая политика включает в себя мероприятия:

- совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;

- мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;

- обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;

- активный поиск и подбор рабочих мест;

- финансирование создания новых рабочих мест;

- организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.

Пассивная политика занятости обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты – социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи[7]. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.

Перейти на страницу: 1 2