Совершенная конкуренция и эффективность рынка в теориях равновесного анализа. Механизм совершенной конкуренции

Модель несовершенной конкуренции «доминирующее предприятие-аутсайдер» – на рынке присутствуют одно – два предприятия, занимающих доминирующее положение, и значительное количество небольших по рыночной доле предприятий аутсайдеров. Для данной системы отношений характерна модель приближающаяся к монопольному рынку, а для конкуренции аутсайдеров – модель совершенной конкуренции либо первый вид монополистической конкуренции.

Спрос на товары предприятия на рынке «доминирующее предприятие – аутсайдер» не является абсолютно эластичным, т. к. приверженные марке покупатели будут приобретать товар, даже если его цена несколько выше, чем у аналогов.

Существенным детерминантом рыночной власти служит не ценовая политика, а степень приверженности покупателей конкретной марке товара.

Индикатором рыночной власти служит ценовая эластичность спроса на товар предприятия.

На рынках монополистической конкуренции основной фактор конкурентоспособности товара – уникальность комбинации потребительских свойств в глазах покупателей. Ценовая конкуренция отходит на второй план, уступая место неценовой конкуренции.

Инструменты неценовой конкуренции: рекламные компании, конкуренции сервиса, гарантийное и послегарантийное обслуживание, конкуренция ассортимента, местоположения и др.

26. Особенности конкурентных отношений в условиях монополистической конкуренции, чистой монополии, олигополии .

Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют три модели несовершенной конкуренции – монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Первая модель несовершенной конкуренции – монополия. Ей присущи следующие черты:

1) единственный продавец, т. е. одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;

2) нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т. е. нет приемлемых альтернатив;

3) диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой;

4) заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии ограничено непреодолимыми барьерами (патенты, монополия на источники сырья, транспортные средства и т. п.).

Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции.

Второй моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

1) существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;

2) продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;

3) экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;

4) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;

5) тип продукта – дифференцированный.

Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара.

Третья модель несовершенной конкуренции – олигополия. Ее признаки, характерные черты:

1) наличие нескольких фирм (продавцов);

2) тип продукта – стандартизированный или дифференцированный;

3) контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;

4) наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;

5) очень типична неценовая конкуренция (особенно при дифференциации продукта).

Перейти на страницу: 1 2 3