Научные исследования и конкурентоспособность современной фирмы

Конкурентоспособность предприятия определяется по нескольким критериям оптимальности: локальному, глобальному, внешнему и внутреннему.

Локальный критерий определяет эффективность использования отдельных конкурентных позиций и их развития как отдельного элемента.

Внешний критерий оценивает эффективность конкурентоспособности данного уровня с позиции самосохранения и дальнейшего развития предприятия.

Внутренний критерий оценивает подсистемы конкурентоспособности предприятия, характер их воздействия на вектор развития конкурентоспособности.

Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию для определения своих преимуществ и недостатков и разработки собственной стратегии успеха и поддержания конкурентного преимущества.

Оценка конкурентной позиции предприятия на отраслевом рынке позволяет:

1) разработать меры по повышению конкурентоспособности;

2) выбрать партнера для организации совместного выпуска продукции;

3) привлечь инвестиции в эффективное производство;

4) составить программы выхода предприятия на новые товарные рынки и т. д.

Методы оценки собственной конкуренции:

1) матричный метод, разработанный «Бостонской консалтинговой группой»;

2) метод оценки товара (услуги) предприятия;

3) метод основанный на теории эффективной конкуренции.

Показатели конкурентоспособности предприятия:

1) Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия: издержки производства на единицу продукции, фондоотдача в стоимостном выражении, рентабельность товара, производительность труда в стоимостном выражении на человека.

2) Показатели финансового положения предприятия: коэффициенты автономии, платежеспособности, абсолютной ликвидности, оборачиваемости оборотных средств.

3) Показатели эффективности организации: рентабельность продаж, коэффициенты затоваренности готовой продукции, загруженности производственной мощности, эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта.

4) Показатели конкурентоспособности товаров: качество товара, цена товара.

На рынке программных продуктов существуют различные системы, реализующие методы маркетинговых исследований рынка:

1) SWOT-анализ, используемый для изучения преимуществ и недостатков по сравнению с конкурентами;

2) стратегия 4Р (Product, Price, Place, Promotion), определяющий для каждой группы потребителей соответствующего товара цены, места продажи, способа продвижения товара;

3) матрица Анзоффа, реализующая позиционирование товара на рынке;

4) модель Розенберга – линейно компенсационный метод какого-либо показателя.

Антимонопольная политика и ограничение конкуренции

Антимонопольная политика – одно из направлений государственного регулирования экономики, составляет систему мер, предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции.

Антимонопольная политика проводится по направлениям:

1) Ограничение монополизации рынка;

2) Запрещение слияний конкурирующих компаний;

3) Запрещение установления монопольных цен;

4) Сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

В странах Запада государство стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополий в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашение, были приняты в Канаде (1889 г.) и США (1890 г.). Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать любую отрасль хозяйства, признаются незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. долл. и тюремное заключение сроком до одного года

Закон Шермана впоследствии дополнялся, в него вносились поправки (в 1914, 1939 и 1950 гг.). Он стал распространяться на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Закон Клейтона (1914 г.) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, влекущие уничтожение конкуренции, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния. В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) установил запрет на ограничительную деловую практику в области торговли, т. е. деятельность, направленную на подрыв, устранение или недопущение конкуренции.

Закон Селлера-Кефовера (1950 г.) запрет на слияние путем приобретения активов, было уточнено понятие незаконного слияния. Запрещались горизонтальные и вертикальные слияния

Перейти на страницу: 1 2