Влияние сравнительных и конкурентных преимуществ на конкурентные позиции

Различают два вида преимуществ: сравнительные преимущества и конкурентные преимущества. Сравнительные преимущества обеспечивают конкурентоспособность предприятия за счет таких источников, как трудовые ресурсы, природное сырье (земля) и капитал. В современных условиях только наличие рабочей силы, капитала и сырья не обеспечивают конкурентоспособность предприятия, потому, что они стали широкодоступными, значит, возможность получить преимущества за счет этих различий исключается. Существование различий между высокими технологиями и низкими, между сферой производства и обслуживания исчезает при таком состоянии экономики, когда все отрасли могут использовать передовые технологии и высококвалифицированный персонал для достижения высокого уровня развития. Где господствует равенство условий хозяйственного функционирования, различия нивелируются, где исчезает объективная возможность получить подобные преимущества в конкурентной борьбе (за счет различий), конкуренция должна прекратить свое существование. Чтобы сохранить конкурентоспособность рынка со стороны товаропроизводителей существует один выход – самим создавать преимущества (различия). Искусственно созданные предприятием преимущества в конкурентной борьбе относятся к конкурентным преимуществам. Создание предприятиями конкурентных преимуществ – есть основа неценовой конкуренции как принципиально нового типа конкуренции. Предприятие может обойти своих конкурентов, если оно в состоянии обеспечить себе отличие от других и впоследствии его сохранить. В неценовой конкуренции происходит конкуренция производительностей на основе инноваций. Широкий и многообразный набор конкурентных преимуществ у предприятия, обеспечивает более устойчивые позиции в отдельных сегментах рынка и среди конкурентов. Конкурентоспособность предприятия, с точки зрения совокупности конкурентных преимуществ, есть продукт взаимодействия предприятия с микроэкономической бизнес-средой. Конкурентоспособность предприятия создается двумя группами факторов: уровнем экономического развития предприятия, а так же качеством микроэкономической среды. Оценка качества микроэкономической среды характеризует конкретные преимущества, присущие предприятию наравне с собственными конкурентными преимуществами, но созданные не им самим. Между тем, как показывают расчеты Мирового экономического форума, наибольшее влияние на динамику экономического роста в целом оказывают факторы предпринимательской среды.