Характеристика дифференцированного товара

В условиях рыночного хозяйства экономическая реализация собственности - это процесс, далеко выходящий за пределы индивидуальной конкуренции - нет рынка, нет его управляемости.

Являясь непременным условием существования рынка и реализации его функций, конкуренция приобретает различные формы, каждая из которой является действенным рычагом регулирования экономики.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует, от количества соперни­ков, степени открытости экономики и экономической свободы. В связи с этим различают конкуренцию совершенную и не­совершенную.

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

-существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безраз­лично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продук­цию;

- доля каждой фирмы в общем объеме рыночного пред­ложения данной продукции настолько мала, что любое ее ре­шение о повышении или понижении цены не отразится на одной цене рыночного равновесия;

- вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

- нет ограничений на доступ той или иной фирмы к ин­формации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и так далее.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предприни­мательской деятельности, возможность какой-то группы пред­принимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на кон­кретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид конкуренции, который весьма часто встречается и является как бы смесью этих двух видов конкуренции, - это так называемая монополистическая конкуренция. Данный вид конкуренции представляет собой тип рынка, в условиях которой большое количество мелких фирм предлагает разнородную про­дукцию. Вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями; развита неценовая конкуренция. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других ха­рактеристиках товаров, производимых разными фирмами, ко­торые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и вза­имозаменяемыми.

Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, являет­ся несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели пред­почли его товар конкурирующим фирмам. Дифферен­циация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. Дифферен­циация может происходить из-за действительных каче­ственных отличий между продуктами или из-за предпо­лагаемых отличий.

Дифференциация продукта вытекает из многих ус­ловий:

- особенности конструкции товара;

- его формы, окраски и упаковки;

- оригинальной рекламы;

- особой торговой марки и товарного знака;

Перейти на страницу: 1 2