Антиинфляционное регулирование экономики.

В экономической литературе и на практике существуют разные мнения по поводу борьбы с инфляцией. Некоторые авторы предлагают жить в условиях сильной инфляции. Ее отрицательные последствия следует корректировать с помощью противоинфляционной защиты экономических субъектов

. Она включает индексацию доходов населения и бюджетных организаций, процентных ставок и финансовых активов, изменение налоговых ставок и т.д. Будет ли противоинфляционная защита эффективной, зависит от скорости реагирования регулирующих органов. Воздействие индексации на будущий темп инфляции зависит от характера инфляционных ожиданий и планов правительства. Существует множество примеров, когда противоинфляционные меры ускоряли темп инфляции. Эта защита считается оправданной, если применяется для наименее обеспеченных слоев населения или в ответ на внешние инфляционные импульсы, недоступные для государственного контроля. Однако снижение издержек, вызванных ростом цен, дает возможность правительству и в дальнейшем проводить инфляционную экономическую политику.

Незаконный снос дачного дома.

Другие авторы считают, что необходимо противодействовать инфляции любимы возможными инструментами государственного урегулирования

. Совокупность последних представляет собой антиинфляционную политику

. Различают прямые и косвенные способы снижения темпов инфляции.

Прямые методы регулирования

получили название политики доходов. Условно можно выделить два направления политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы и цен и прямой контроль над ними. Эти меры, с одной стороны, должны способствовать уничтожению адаптивных инфляционных ожиданий и инфляционной инерции, с другой - гасить инфляционный импульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами.

Ориентиры представляют собой набор правил, разрабатываемых правительством. Фирмам и лицам наемного труда следует соблюдать их добровольно. В качестве ориентиров применяются максимальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменение заработной платы обычно привязано к темпам роста средней производительности труда во всей экономике. Цены же возрастают настолько, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль - косвенно, через цены.

Контроль обычно осуществлялся путем принятия законов об одновременном «замораживании» цен и заработной платы на определенный срок. По отношению к наемным работникам политика доходов носит более дискриминационный характер, поскольку государственные органы и производители охотнее контролировали зарплату, нежели цены. Практически осуществить контроль над ценами гораздо труднее, чем над зарплатой, так как существует множество товарных групп. Кроме того, увеличение средней производительности труда в экономике автоматически ведет к относительному и абсолютному сокращению доли рабочих в национальном доходе.

Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт

. Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной платы, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами.

Эффективность политики доходов всегда была ареной для дискуссий. Ее противники считают, что предприниматели и профсоюзные лидеры не могут отказаться от своей целевой функции - получение максимальной прибыли и наиболее высокой зарплаты, поэтому добровольно не будут соблюдать установленные правительством ориентиры. Законодательство ограничение роста цен может привести к развитию теневого рынка товаров и услуг. Другим способом обхода ограничений роста цен является снижение качества и веса фасованных готовых продуктов. Кроме того, административный контроль над ценами препятствует нормальному функционированию рынка, переливу ресурсов и капиталов. В результате в экономике будет накапливаться дефицит, станет необходимым нормирование потребления.

Сторонники политики доходов считают, что она может помочь погасить инфляционные ожидания, если предприниматели и рабочие поверят, что у правительства достаточно воли и средств для борьбы с ней. Критики политики доходов отмечают, что инфляционные ожидания не уничтожаются, а откладываются до отмены политики доходов. Защищаясь от очередного ограничения доходов экономические субъекты, увеличивают свои инфляционные ожидания. Накопленные инфляционные ожидания приведут к ускорению инфляции после отмены ограничений. Проведение политики доходов в течение длительного периода может привести к серьезной деформации рынка и протеканию инфляции в скрытой форме.

Перейти на страницу: 1 2 3 4