Общие понятия рыночного равновесия

Английский экономист Альфред Маршалл (1842 – 1914), предложил механизм установления равновесия: когда цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо - равновесие. Это и есть понятие равновесной цены. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой.

Краткосрочное равновесие фирмы

Монополистически конкурентная фирма – одна из многих производителей дифференцированного продукта, не способная оказывать какое-либо воздействие на другие фирмы и предотвращать появление новых конкурентов на данном рынке. Равновесное состояние на рынке достигается монополистически конкурентной фирмой в краткосрочном периоде при соблюдении равенства: MC=MR, где MC – предельные издержки; MR – предельный доход. В этом случае фирма продает товары по самой высокой цене, возможной при данной кривой спроса. Если цена превышает средние издержки (АС), фирма присваивает экономическую прибыль. При падении цены ниже средних издержек фирма несет потери. Если цена равна средним издержкам, фирма получает нормальную прибыль. Краткосрочное равновесие фирмы показано на рисунке 1 а).

Рисунок 1.Равновесие фирм: а) краткосрочный период,

б) долгосрочный период

На рис. 1, в части а), отражена кривая спроса для фирмы D(SR). Максимизирующий прибыль объем производства Q(SR) определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Цену Р(SR), соответствующую оптимальному объему, производства отражает кривая спроса D(SR); так как данная цена превышает средние издержки, фирма зарабатывает прибыль, равную (Р(SR) – АС(SR)) * Q(SR).

Если же цена меньше средних издержек, то это означает, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения производить или нет, фирма должна сравнить цену продукции Р(SR) со средними переменными издержками АVС(SR). Если цена больше средних переменных издержек, то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных. Если же цена меньше средних переменных издержек, то это означает, что необходимо приостановить производство или закрыть фирму.

Кривая спроса в монопольно-конкурентной фирме, наклонена вниз. Предположим, что продавец стремиться максимизировать прибыль и его товар отличается от соперничающих по каким-либо характеристикам. Тогда продавец может поднять цену без падения уровня продаж, так как найдутся покупатели, готовые платить повышенную цену за этот продукт, остальное зависит от эластичности спроса на этот товар, то есть, покроет ли прибыль от увеличения цены потери от сокращения продаж или нет. Как уже говорилось ранее, монопольно-конкурентная фирма не учитывает реакцию конкурентов на свои действия.

Таким образом, фирма при монополистической конкуренции в коротком периоде ведет себя как монополист, стремясь максимизировать прибыль (минимизировать убытки).