Сущность, цели и задачи антикризисного управления.

Для решения задач управления в условиях кризисных явлений в стране и неустойчивого экономического положения предприятий вырабатывается система мер, которая носит название «антикризисное управление».

Антикризисное управление трактуется в нескольких смыслах.

1. Антикризисное управление - направление деятельности предприятия, задачами которого являются:

- прогнозирование кризисных ситуаций и разработка стратегий их сдерживания и опережения;

- нейтрализация или минимизация последствий кризиса.

2. Антикризисное управление – это управление в условиях наступившей неплатежеспособности, направленное на вывод предприятия из кризиса.

3. Антикризисное управление – управление, направленное на предотвращение неплатежеспособности предприятия, т.е. это проведение профилактических мероприятий при устойчивой тенденции ухудшения его экономики.

Выделяют два основных подхода к определению содержания антикризисного управления:

1. Управление, ставящее целью не допустить кризиса на предприятии, предотвратить развитие события по кризисному сценарию.

2. Совокупность приемов и инструментов менеджмента, направленных на вывод предприятия из кризиса и постановку эффективного управления с целью недопущения наступления кризиса в дальнейшем.

Выделяют несколько целей антикризисного управления:

1. Разработка и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных путей, приводящих к кризисному состоянию.

2. Недопущение банкротства.

3. Вывод предприятия из кризисной ситуации.

4. Разработка и реализация управленческих и финансовых механизмов, которые позволили бы вывести предприятие из кризиса.

5. Ограничить ущерб, который может быть нанесен предприятию кризисом.

Выделяют четыре формы антикризисного управления:

1. Антикризисное управление в период стабильного развития. Эта форма АУ характеризуется небольшим спадом производства, падением доходности. Цель – мониторинг и анализ отклонений от намеченного развития предприятия, ранняя идентификация возможности возникновения кризисных ситуаций, а также анализ влияющих на предприятие факторов. Меры – повышение эффективности производства и реализации продукции, а также управления предприятием, диагностика состояния предприятия.

2. Управление в период нестабильности производства. Данная форма АУ характеризуется убыточностью деятельности. Основная цель – возврат предприятия к стабильному состоянию. Меры – сокращение издержек, стимулирование персонала предприятия, повышение доходов фирмы.

3. Управление в период кризисного состояния (в условиях неплатежеспособности). Цель (если это необходимо и возможно) – недопущение банкротства. Меры – реструктуризация, досудебная санация.

4. Управление в условиях процедур банкротства. Цель зависит от применяемой к предприятию процедуры банкротства. Основные цели процедуры наблюдения — обеспечение арби­тражным управляющим сохранности имущества и проведение анализа финансового состояния неплатежеспособного пред­приятия. Финансовое оздоровление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Основная цель процедуры внешнего управления — финансовое оздоровление должника (восстановление его платежеспособности) за счет смены преж­него руководителя предприятия и реализации плана внешнего управления, предлагаемого внешним управляющим. Цель процедуры конкурсного производства — соразмерное удовлетворение требований кредиторов и ликвидация должни­ка. Цель мирового соглашения – прекращение производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором.

Перейти на страницу: 1 2