Реструктуризация задолженности по обязательным платежам

Задолженность юридических лиц по обязательным платежам включает задолженность по налогам и сборам, а также по начис­ленным пеням и штрафам за нарушение налогового законодатель­ства.

До 2001 г. реструктуризация фискальной задолженности осу­ществлялась в соответствии с законами о федеральном бюджете РФ на соответствующий год и соответствующими постановлениями Правительства РФ. Такие постановления выпускались ежегодно: постановление от 5 марта 1997 г. № 254; от 14 апреля 1998 г. № 395; от 3 сентября 1999 г. № 1002 и т.д.

Начиная с 1 января 2001 г. все ранее действовавшие схемы рест­руктуризации фискальной задолженности прекратили свое существо­вание. С этого момента реструктуризация задолженности предприятий по обязательным платежам может осуществляться исключитель­но в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Налоговым кодексом установлены три возможных способа реструктуризации фискальной задолженности предприятия.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на 1—6 месяцев с единовремен­ной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задол­женности. Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена при наличии хотя бы одного из следующих оснований (п. 2 ст. 64 ча­сти первой Налогового кодекса РФ):

1) ущерб в результате стихийного бедствия, техногенной ката­ строфы и иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;

3) угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога;

4) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока упла­ты налога на 3—12 месяцев при наличии хотя бы одного из осно­ваний, указанных в пп. 1-3 п. 2 ст. 64 части первой Налогового кодекса РФ.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором предприятию пре­доставляется возможность в течение определенного срока и в оп­ределенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с после­дующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процен­тов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль предприятию, а также по региональным и местным налогам. Основанием для получения инвестиционного налогового кредита может быть:

1) проведение НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление внедренческой или инновационной деятель­ности, в том числе создание новых или совершенствование при­меняемых технологий, создание новых видов сырья или материа­лов;

3) выполнение особо важного заказа по социально-экономичес­кому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

В зависимости от способа, оснований и условий реструктури­зации фискальной задолженности на недоплаченную сумму налога начисляется процент, величина которого рассчитывается исходя из ставки рефинансирования Банка России.

Предоставление и учет предоставленных отсрочек и рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов осуще­ствляется Министерством финансов РФ.

Требует отдельного обсуждения проблема реструктуризации фискальной задолженности предприятия в ходе применения к нему процедур банкротства.

Законодательством о банкротстве предусмотрены следующие основные способы реструктуризации кредиторской задолженно­сти предприятия:

• удовлетворение требований кредиторов в соответствии с гра­фиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровле­ния;

• мораторий на удовлетворение требований кредиторов в про­цедуре внешнего управления;

Перейти на страницу: 1 2