Рынок и границы госрегулирования и планирования экономики Российской Федерации

Государственное регулирование экономики воспринимается как одно из проявлений (функций) государственного управления. Основной смысл и содержание его заключается в

установлении и обеспечении государством общих правил поведения субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий. Также включает в себя:

· всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения;

· координацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений;

· всестороннюю защиту их законных интересов и прав;

· определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политике;

· установление порядка заключения государственных контрактов, порядка регистрации, лицензирования и т.п.

В числе объективных факторов,

оказывающих решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, в первую очередь необходимо указать на:

· экономические, социальные, политические и иные условия, при которых осуществля­ется процесс регулирования экономики;

· характер доминирующих в обществе экономических отношений (пла­новые, рыночные, смешанные, и пр.);

· уровень развития общества, государства, права и экономики;

· технико-юридические возможности и пределы;

· существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения и пр.

Необходимо принять государственное регулирование экономики в виде системы опирающихся на законодательную основу мер и мероприятий, воздействующих на хозяйственные субъекты для достижения устойчивого роста и социального благополучия.

Функции, выполняемые государством:

· правильная организация денежного обращения;

· предоставление государством различных общественных товаров - оборона государства, государственное управление, система энергетики, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, контроль экологии и т. д.

· устранение последствий внешних эффектов.

Перечисленные выше функции, которые выполняет государство образуют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции составляют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Следовательно, нерегулируемого рынка вообще не может быть, поскольку в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже самый совершенный свободный рынок.

Если рассмотреть реальный конкурентный рынок более подробно, обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в экономических процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику.