Объекты и субъекты госрегулирования экономики

Объекты управления - то на что направлены государственная экономическая деятельность и политика.

Субъекты управления - структуры, лица, которые осуществляют.

Государство в силу его специфических функций объединяет в себе оба эти понятия.

На большинстве уровней управления можно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования.

Первый блок – это макроэкономические объекты ГРЭ:

· экономический рост национального хозяйства;

· структура национального хозяйства;

· региональная политика;

· инвестиционный климат;

· цены и ценообразование;

· антиинфляционная политика;

· научно-техническая и инновационная политика;

· государственный сектор;

· предпринимательство;

· антимонопольная политика;

· теневая экономика.

Второй блок включает денежно-финансовые объекты:

· денежно-финансовое обращение;

· условия сохранения и накопления капитала;

· налоги и налогообложение;

· государственный внешний и внутренний долг;

· платежно-торговый баланс страны;

· экспортно-импортные операции.

Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы:

· занятость, безработица, миграционные процессы;

· социальная защита и социальное обеспечение;

· образование;

· здравоохранение;

· охрана окружающей среды.

Субъекты государственной экономической деятельности.

Как мы уже говорили, это само государство, которое включает в себя, помимо федеральных образований, региональные (субъекты Федерации), местные (города, районы, села, поселки).

Во всех субъектах ГРЭ следует выделять:

Носители хозяйственных интересов - физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы. Носители экономических интересов занимают различные места в экономической структуре общества в зависимости от наличия капитала. Прогрессивной тенденцией является объединение хозяйствующих субъектов в различные корпоративные союзы, которые бы могли более слаженно и результативно отстаивать свои интересы в административных и государственных структурах. Также есть много типов объединений индивидуальных носителей: по виду, имуществу, месту деятельности, доходам, профессиональным, национальным интересам и т.д.;

Выразители хозяйственных интересов – политические партии. Для многих стран Европы характерно наличие в государстве двух ведущих партий, которые можно условно назвать консервативными и социалистическими. Все остальные же партии, как правило, небольшие и выполняют промежуточную роль при формировании правительства из представителей партий, победивших на парламентских выборах;

Исполнители хозяйственных интересов - отдельная ветвь управления и власти, которая так и называется – исполнительная, а также государственный Центральный банк.