Сущность и виды планирования

Планирование - процесс подготовки управленческого решения, базирующийся на обработке исходной информации и включающий в себя научную обоснованность целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях. Купить оптом корпуса приборов.

Макроэкономическое планирование - научное предвидение развития и функционирования общественного воспроизводства, основанное на установлении его объективных закономерностей, тенденций социального и научно-технического прогресса. Его можно представить в виде организованной деятельности, осуществляемой государственными центральными органами при подготовке решений и мероприятий. В условиях различных экономических систем объектами планирования могут быть как экономические задачи, так и социальные цели.

В зависимости от сроков планирование разделяется на оперативное (до года), краткосрочное (один год), среднесрочное (три-пять лет), долгосрочное (свыше пяти лет).

В зависимости от содержания планирование разделяют на

· генеральное;

· стратегическое;

· оперативное (текущее, регулярное).

Генеральное планирование определяет цели и принципы деятельности на длительную перспективу. Оно всегда долгосрочное и выполняется чаше всего научными, реже проектными организациями. Как правило, оно охватывает деятельность большого числа организаций.

Стратегическое планирование предполагает реализацию целей, поставленных в генеральных планах. Оно обычно охватывает деятельность конкретной организации и определяет пути развития этой организации с точки зрения повышения ее эффективности. Такое планирование является в основном среднесрочным или долгосрочным. Как правило стратегические планы разрабатываются организацией применительно к своим условиям.

По содержанию учитываемых факторов стратегическое планирование можно разделить на два вида:

· бизнес-планирование;

· производственно-экономическое планирование.

Бизнес-планирование предполагает учет не только производственно-экономической, но и предпринимательской стороны деятельности организации. Бизнес-планы в определенной мере выполняют функцию рекламы, так как по ним потенциальные заказчики могут решать, иметь ли им дела с данной организацией или нет.

Производственно-экономическое планирование охватывает производственную и связанные с ней экономическую и социальную стороны деятельности организаций, не затрагивая ее предпринимательской части. Его можно разделить на два направления:

· планирование деятельности организации в целом

· планирование: работ по конкретному объекту или комплексу объектов.

Оперативное планирование является средством упорядочения текущей работы и включает составление месячных, декадных и недельно-суточных планов. К нему можно отнести и ежедневное (почасовое) планирование. Оперативное планирование является процессом доведения до непосредственных исполнителей тех задач, которые ставятся более общими планами. Кроме того нужно учесть, что никогда нельзя точно предвидеть все возможные ситуаций. Всегда требуется не только конкретизация, но и определенная корректировка ранее намеченных действий применительно к складывающимся условиям.

Планирование осуществляется с соблюдением конкретных принципов, т.е. правил формирования, обоснования и организации разработки плановых документов.

Основными из них являются:

· Научность - плановые документы должны разрабатываться с использованием законов общественного развития, анализа тенденций и прогнозов социально-экономического функционирования общества, НТП;

· социальная направленность - первоочередной учет интересов человека и общества, направленность планов на удовлетворение их потребностей;

· повышение эффективности производства - результаты выполнения планов должны достигаться максимальной экономией труда и ресурсов на единицу продукции;

· пропорциональность и сбалансированность - рост производства должен сопровождаться улучшением структуры хозяйства, уменьшением доли отсталых производств, расширением применения высоких технологий и др;

Перейти на страницу: 1 2