Государственное регулирование инвестиционной деятельности в многоукладной экономике

Под инвестициями понимают долгосрочные вложения капитала в различные отрасли экономики с целью его сохранения и приумножения. Согласно Закону РФ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Увеличение инвестиций означает рост потребления в будущем и повышает эффективность хозяйствования, создавая основу для роста доходов. Инвестиционная деятельность, сопряженная с высоким риском, может быть нерациональной и вести к разорению субъектов. Инвестиции осуществляются за счет накоплений, т.е. той части дохода, которая используется для расширения объ╦мов производства. В ходе коренного реформирования экономики инвестиции в основной капитал сокращались высокими темпами. К началу 2003 г. они составляли около 30% уровня 1990 г. 100%). Одним из главных факторов инвестиционного спада за 90-е гг. явилось снижение реального накопления.

С помощью действующих законов государство гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности, в т.ч. и иностранных. В соответствии с этим накопленные вложения не могут быть национализированы без компенсации или реквизированы.

Система прямого инвестиционного государственного регулирования состоит из следующих элементов:

  • финансирование государственных инвестиционных программ;
  • прямые государственные инвестиции;
  • бюджет развития.

Государственные централизованные вложения направляются на реализацию определенного числа федеральных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание рыночной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, решение острых социально-экономических проблем.

В экономике переходного периода, Российская Федерация не имеет адекватного инвестиционного механизма. Если раньше много инвестиционных ресурсов уходило в ОПК для поддержания обороноспособности страны, а также в агропромышленный сектор для закупов продовольствия, то наметившаяся с начала 70-х гг. тенденция вложений инвестиций в топливно-энергетический комплекс в настоящее время стала доминирующей.

В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, которая оперативно составляется на каждый год, Правительство выделяет государственные инвестиции (список готовит Минэкономразвития РФ). Безусловно, что при составлении государственной инвестиционной программы необходимо использовать опыт других стран, в т.ч. конкурсное распределение бюджетных ресурсов. Проекты, включаемые в эту программу, должны иметь четкую социально-экономическую отдачу, которая бы несла в себе количественное выражение роста эффективности экономики страны в целом. Только после этого можно будет обращаться к государственному бюджету как средству реализации инвестиционной программы. Программный подход, который должен применяться при регулировании государством инвестиционной политики, должен иметь единую методологическую основу для всех отраслей (предприятий) и территорий. Регулирование инвестиционной политики предполагает проведение на конкурентной основе торгов на заключение контрактов на государственные закупки и реализацию инвестиционных проектов.

Система трансфертов субъектам Федерации, а также финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд отдельным отраслям, производствам, субрегионам служит оживлению инвестиционной деятельности за счет бюджетных источников там, где нет возможности привлечь частных или иностранных инвесторов. Правительственным структурам необходимо более жестко подходить к обоснованности такой финансовой помощи, не допускать использование этих средств на текущее потребление (например, на сельскохозяйственные весенне-осенние кампании, закупку горючего), добиваться погашения таких займов.

Перейти на страницу: 1 2 3