Введение

Рынок – это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар различными предложениями с передачей юридического права собственности после оплаты товара.

Что же изучает современная экономика отраслевых рынков?

Если сказать коротко, то она изучает источники рыночной власти, фирм, ее величину, ее последствия, а также содержание и результаты антимонопольной политики государства.

Важность изучения экономики отраслевых рынков определяется тем, что:

Во-первых, исследования в этой области оказывают непосредственное влияние на определение и внедрение государственной политики в таких сферах как выбор между государственными и частными предприятиями, регулированием или дерегулированием отраслей инфраструктуры, поддержания конкуренции. Также она выступает теоретическим фундаментом анти­монопольной политики, которая является одним из наиболее важных инструментов тонкого государственного регулирования рыночного механизма, далеко не совершенно применяемого в России.

Во-вторых, изучение многих аспектов функционирования отраслевых рыночных структур не является закрытой темой для экономической науки. Многие аспекты данной дисциплины остаются недостаточно исследованы.

В-третьих, изучение теории организации промышленности могло бы ожи­вить эмпирические исследования российской экономики, так как здесь уже выдвинута масса гипотез и до известной степени отшли­фованы методики их исследования. В-третьих, трудно представить перспективы преподавания микроэкономики без изучения теории организации промышленности, представляющей сегодня ее эмпири­ческую основу. Естественно, что объем и уровень изучения этой дисциплины могут существенно варьироваться в зависимости от конкретной экономической специальности.

Для изучения отраслевых рынков необходимо обозначить их границы. Выявление границ отраслевого рынка позволяет определить круг фирм, производящих для него товары. В этой связи возникает вопрос: как соотносятся понятия «отрасль» и «отраслевой рынок»? Последний характеризуется с позиции спроса, а первая – предложения товаров на рынке. Отрасль представляет собой совокупность фирм, производящих продукты, попавшие в границы отраслевого рынка на базе схожих ресурсов и аналогичных технологий. Таким образом, отраслевой рынок конституируется удовлетворяемой потребностью, а отрасль характером используемых активов. Отождествление отрасли и отраслевого рынка контрпродуктивно: товары, реализуемые отраслевыми предприятиями, могут быть как более или менее близкими заменителями, так и совершенно незаменимыми. Насколько верно определен круг предприятий, действующих на выделенном рынке, обычно проверяется с помощью показателей специализации и охвата. Если значения этих показателей достаточно велики, исследование структуры отраслевого рынка может способствовать появлению качественных результатов исследования.

При рассмотрении проблемы определения границ отраслевого рынка выше отмечалось, что на нем могут фигурировать товары-субституты. Однако анализ процессов концентрации продавцов и покупателей на отраслевом рынке базировался на предпосылке абсолютной однородности соответствующей продукции. Другая задействованная предпосылка – абстрагирование от пространственных различий внутри отраслевого рынка. Между тем очевидно, что пространственно агенты рынка расположены неравномерно, и скажем, товар, производимый по одной и той же технологии, требует различных затрат при транспортировке в различные пункты реализации, или, например, продается с неодинаковыми скидками в находящихся в разных местах магазинах. В связи с этим появляется такое понятие, как «пространство продукта», в пределах которого производителю целесообразно предлагать свое изделие, а потребителю удобно его приобретать. Ранее предполагалась также, что на отраслевом рынке сходные продукты обладают одинаковыми наборами свойств. Факты, однако, таковы, что на рынке редко встречаются два совершенно идентичных товара разных изготовителей, да и разных партий одного изготовителя. В общем, и продавцов, и покупателей на отраслевом рынке следует рассматривать в качестве агентов, занимающих активную позицию на каждом участке рыночного пространства.