Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия

Рис. 1. 1 Направления анализа хозяйственной деятельности

Внешний анализ имеет следующие особенности:

- множество субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;

- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

- наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

- ориентация анализа только на внешнюю отчетность;

- ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;

- максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Как известно, предприятие – сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и не основные.

Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.

К не основным партнерским группам относятся группы, опосредованно заинтересованные в успехах предприятия – страховые компании, аудиторские и юридические фирмы и т. д.

Практика финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов анализа:

- горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) анализ – определение структуры финансовых показателей;

- трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

- анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) – расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

- сравнительный анализ, который делится на:

- внутрихозяйственный – сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений;

- межхозяйственный – сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;

- факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

Перейти на страницу: 1 2