Анализ коэффициентов финансовых результатов

Условные обозначения:

Пр – прибыль (тыс. руб. );

В – выручка от реализации (тыс. руб. );

ВБ – валюта баланса (тыс. руб. );

А1 - итог раздела актива баланса (тыс. руб. );

А2 – итог раздела пассива баланса (тыс. руб. );

П3 – итог раздела 3 раздела баланса (тыс. руб. );

П4 – итог раздела 4 раздела баланса (тыс. руб. );

З – запасы (тыс. руб. );

ГП – готовая продукция (тыс. руб. );

ДЗ – дебиторская задолженность со сроком погашения менее 12 месяцев (тыс. руб. );

КЗ – кредиторская задолженность (тыс. руб. );

N – количество дней в анализируемом периоде (дн. ).

Еще один подход к анализу финансовых результатов, основанный на методологии точки безубыточности производства предлагают Керимов В. Э. и Роженецкий О. А. По их мнению одним из мощных инструментов является анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» (cost – volume – profit; CVP - анализ). Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты могут с помощью данного метода дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Ключевыми элементами CVP – анализа выступают:

1. Маржинальный доход,

2. Порог рентабельности,

3. Производственный левередж,

4. Маржинальный запас прочности.

1. Маржинальный доход – это разница между выручкой предприятия от реализации и суммой переменных затрат.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

1. Существует два подхода при определении величины маржинального дохода:

- Выручка за вычетом всех переменных затрат, то есть всех прямых расходов и части накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства;

- Величина маржинального дохода равняется сумме постоянных затрат и прибыли предприятия.

Средняя величина маржинального дохода – это разница между ценой и средними переменными затратами, она показывает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Норма маржинального дохода – доля величины маржинального дохода при выручке от реализации (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

2. Порог рентабельности – это показатель, характеризующий объем реализации предприятия, при котором выручка предприятия равна всем его совокупным затратам.

Для вычисления порога рентабельности используются три метода:

- графический;

- метод уравнений;

- метод маржинального дохода

Метод уравнений:

Прибыль предприятия равна выручке за вычетом величины переменных и постоянных затрат.

Детализируя порядок расчета показателей формулы:

Прибыль = (Цена за единицу × количество единиц) - (переменные затраты на единицу × количество единиц) – постоянные затраты

Метод маржинального дохода:

Точка безубыточности = (постоянные затраты)/(норма маржинального дохода)

3. Производственный левередж (рычаг) – механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат, с его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж.

Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в меньшей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Производственный левередж определяется с помощью следующей формулы:

Эпл=МД/П (1.17)

Перейти на страницу: 1 2 3