Сущность и значение построения сегментарной отчетности.

Сегмент означает отрезок, часть чего-либо. Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации.Сегментарная отчетность обобщает информацию относительно различных типов товаров и услуг, производимых компанией, и различных географических районов, в которых она работает, с тем чтобы помочь пользователям финансовых отчетов:

1) лучше понять показатели работы компании в предыдущих периодах;

2) точнее оценить риски и прибыли компании;

3) принимать более обоснованные решения относительно компании в целом и ее отдельных подразделений.

Принципы построения внутренней сегментарной отчетности: Сегментарная отчетность создается бухгалтером аналитиком, цель отчетности – обеспечение необходимой информации всех заинтересованных внутренних пользователей.

1. отчетность должна быть конкретной и адресной

2. оперативной

3. должна охватывать главное т.е. то, что приближает к поставленной деятельности сегмента

4. должна иметь удобную форму представления

5. должно содержать полезную информацию полезную менеджер

6. содержать минимальный объем информации, на основании которой можно принять рациональное управленческое решение

7. периодичность составления отчетности должна определяться целью и задачами сегмента

8. позволять осуществлять управление отклонениями, способствовать выявлению факторов роста прибыли и причин возникновения убытков по каждому сегменту.

Затраты на подготовку сегментарной отчетности не должны превышать экономический эффект от ее составления.

20. Понятие бюджета и бюджетирования.

Различные виды деятельности предприятия на следующий год должны координироваться путем подготовки конкретных программ действий. Эти программы называются бюджетами. Бюджет - финансовый документ, в котором отражаются следующие показатели деятельности:

  1. планируемая величина дохода, которая предприятие должно достигнуть в результате деятельности
  2. планируемая величина расходов
  3. капитал, который необходимо привлечь для достижения деятельности

Информация представленная в бюджете должна служить для получения обоснованных решений. Основные функции бюджета:

  1. планирование видов деятельности и деятельности отдельных подразделений
  2. координация видов деятельности и подразделений
  3. стимулирование руководителей в достижении целей своих центров ответственности
  4. контроль и оценка текущей деятельности
  5. средства на обучение менеджеров

Бюджетирование – динамический процесс составления и реализации финансового документа, основными этапами которого являются:

  1. анализ исполнения бюджета, прошедшего периода (выявления отклонений, поиск резервов)
  2. составление бюджета на отчетный период
  3. контроль за исполнением бюджета отчетного периода
  4. анализ исполнения бюджета отчетного периода
  5. составление бюджета на следующий период

Классификация бюджетов

Взависимости от поставленных задач бюджеты могут быть следующих видов:

  1. частный бюджет – план деятельности конкретного подразделения, они тесно связанны между собой
  2. общий (генеральный) – скоординированный план деятельности организации, разработанный в целом исходя из целей деятельности. Он объединяет частные бюджеты и состоит из трех частей: оперативного, финансового и инвестиционного бюджета

оперативный бюджет – текущий периодический план, характеризует планируемые операции на предстоящий период. Цель: разработка планов прибыли и убытков.

инвестиционный бюджет – является планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений на бюджетный период

финансовый бюджет – отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Цель: планирования баланса поступления средств и расходов таким образом, чтобы сохранялся нормальный уровень финансовой устойчивости предприятия в течение всего бюджетного периода

  1. статистический бюджет – планируемый на конкретный уровень продаж. Все частные бюджеты, входящие в состав общего бюджета являются статистическими т.к. затраты и доходы предприятия прогнозируются исходя из определенного запланированного уровня продаж.
  2. гибкий бюджет – связывающее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема продаж на каждый вид затрат. В нем учитывается изменения затрат в зависимости от изменений уровня продажи. Гибкий бюджет включает доходы и затраты скорректированные с учетом фактического объема продаж