Теоретические основы финансового анализа деятельности предприятия

Анализ бухгалтерской отчетности предполагает использование конкретных приемов или методов, одним из которых является «чтение» баланса, или изучение абсолютных величин. «Чтение», или знакомство с содержанием, баланса позволяет установить основные источники средств (собственные и заемные); основные направления вложения средств; соотношение средств и источников и другие характеристики, позволяющие оценить имущественное положение предприятия и его обеспеченность. Но информация, представленная в абсолютных величинах, не всегда позволяет точно определить динамику показателей и недостаточна для обоснования решений. Поэтому наряду с абсолютными величинами при анализе бухгалтерской отчетности используются различные приемы анализа, предполагающие расчет и оценку относительных показателей. К ним относятся горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный анализ и расчет коэффициентов.

Горизонтальный анализ предполагает изучение абсолютных показателей статей отчетности организации за определенный период, расчет темпов их изменения и оценку.

В условиях инфляции ценность горизонтального анализа несколько снижается, так как производимые с его помощью расчеты не отражают объективного изменения показателей, связанных с инфляционными процессами.

Горизонтальный анализ дополняется вертикальным анализом изучения финансовых показателей.

Под вертикальным анализом понимается представление данных отчетности в виде относительных показателей через удельный вес каждой статьи в общем итоге отчетности и оценка их изменения в динамике. Относительные показатели сглаживают влияние инфляции, что позволяет достаточно объективно оценить происходящие изменения.

Данные вертикального анализа позволяют оценить структурные изменения в составе активов, пассивов, других показателей отчетности, динамику удельного веса основных элементов доходов организации, коэффициентов рентабельности продукции и т.п.

Трендовый анализ (анализ тенденций развития) является разновидностью горизонтального анализа, ориентированного на перспективу. Трендовый анализ предполагает изучение показателей за максимально возможный период времени, при этом каждая позиция отчетности сравнивается со значениями анализируемых показателей за ряд предшествующих периодов и определяется тренд, т.е. основная повторяющаяся тенденция развития показателя, очищенная от влияния случайных факторов и индивидуальных особенностей периодов.

Для проведения факторного анализа изучаемый показатель выражается через формирующие его факторы, проводятся расчет и оценка влияния этих факторов на изменение показателя. Факторный анализ может быть прямым, т.е. показатель изучается и раскладывается на составные части, и обратным (синтез) - отдельные элементы соединяются в общий изучаемый (результативный) показатель.

Сравнительный (пространственный) анализ - это сравнение и оценка показателей деятельности предприятия с показателями организаций-конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными, с нормативами и т.п.

Анализ коэффициентов (относительных показателей) предполагает расчет и оценку соотношений различных видов средств и источников, показателей эффективности использования ресурсов предприятия, видов рентабельности. Анализ относительных показателей позволяет оценить взаимосвязь показателей и используется при изучении финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия, ликвидности ее баланса.

Одновременное использование всех приемов (методов) дает возможность наиболее объективно оценить финансовое положение предприятия, ее надежность как делового партнера, перспективу развития.

Перейти на страницу: 1 2