Логические компоненты методики изобретательства.

Как работает методика изобретательства, разберем на нескольких конкретных примерах.

Задача. При транспортировке по трубопроводу взвеси железной руды в воде ее частицы истирают задвижку, регулирующую поток. Как можно улучшить ситуацию?

При стихийном решении этой задачи внимание концентрируется на явном недостатке в конкретном понимании задачи – на истирании задвижки. Если же предлагается сформулировать задачу в более общем виде, то после формулировки «регулировка потока железной руды» возникает и другое решение – управлять потоком с помощью наложения магнитного поля.

Или вот другая задача.

При транспортировке зимой по железной дороге сыпучих грузов, например, песка, они могут смерзаться. Особенно в случае перевозок с юга на север. Это усложняет разгрузку вагонов. Что можете предложить?

Когда эту задачу давали студентам до изучения методики изобретательства, то они предлагали загонять вагоны в теплые ангары и ждать пока песок разморозится. Или предлагали сделать так, чтобы во время перевозки песок все время встряхивался. Если же предлагалось продумать причины проблемы, механизм, препятствующий выгрузке песка, то некоторые догадывались, что главным препятствием к выгрузке песка является примерзание его к стенкам. Когда это осознавалось, то находилось и эффективное решение – смазывать стальные стенки вагонов солидолом для предотвращения примерзания.