Банк в телефоне

Помимо интернет-банкинга неплохо стартовал в Казахстане и мобильный банкинг.

«Мобильный банкинг появился в Казахстане в 2005 году. И за два года только в нашем банке он набрал 240 тысяч пользователей. Люди могут через банкомат подключиться к мобильному банкингу, им даже не надо обращаться в банк, первое, что очень нравится клиентам – при любом изменении на карточке клиентам летит SMS. Если вы в магазине, то тут же можете проверить кассира, а ту ли он сумму снял».

Через сотовый телефон можно не только получить информацию о состоянии счета, но и проводить различные платежи. Однако этот сегмент всегда будет отставать по функциональности, в частности, потому что не отвечает всем нормам безопасности.

При этом, как отмечает Денис Середенко, «несмотря на то что интернет-банкинг более гибок и в него можно привнести больше сервисов, у мобильного банкинга охват населения существенно выше».

Мобильный банкинг не пришлось даже сильно рекламировать. Через «сарафанное радио» он сам успешно себя продвигает.

«Проект по запуску данной системы довольно затратный – это и покупка серверов, и покупка программного обеспечения, – делится опытом Константин Горожанкин. – Запуск мобильного банкинга обошелся нам тогда достаточно недорого, все инвестиции составили 30–40 тысяч долларов. Но мы были первыми, и те вендеры, которые это запускали, делали нам большие скидки. Это были начинающие компании, они тоже не знали, как пойдет этот рынок. Сейчас если банки будут внедрять подобную систему, то речь будет идти о 70–100 тысячах долларов. Также, когда мы внедряли систему мобильного банкинга, нужно было много времени договариваться с операторами, не все хотели с этим работать».

«О зрелости рынка можно говорить, когда предложения очень близки друг к другу. Сегодня услуги интернет-банка и мобильного банка очень отличаются у различных банков – это явный признак того, что рынок еще не зрелый. И конкуренция здесь пока слабая», – считает Денис Середенко.[18]

Лидерами рынка являются Народный банк Казахстана (44% рынка) и Казкоммерцбанк (39%). Появившись на рынке одновременно, эти два банка избрали разные пути развития.

Народный банк сделал ставку на предоставление большого количества сервисов и сразу ввел систему электронной цифровой подписи (ЭЦП). Однако это сделало более сложной регистрацию на портале (для этого нужно ехать в банк) и его дальнейшую эксплуатацию. Казкоммерцбанк, напротив, сделал ставку на простоту работы с Homebank.kz, но пришлось сильно ограничить набор предоставляемых услуг. Оба подхода оказались успешными, что доказывают сильные позиции этих двух игроков. Сейчас, увидев конкурентные преимущества друг друга, Казкоммерцбанк и Народный банк, не сговариваясь, приняли одно и то же решение. В ближайшее время они создадут двухфакторную идентификацию. Клиент, который хочет выполнять какие-то простейшие операции, сможет регистрироваться через Интернет и работать. А если вам нужны более сложные операции, то нужно будет прийти в банк и получить ЭЦП. Соответственно Народный банк Казахстана работает над отдельным упрощенным порталом, а Казкоммерцбанк объявил о введении ЭЦП.

Что касается Альянс Банка, то, по словам г-на Середенко, он запустил электронный банкинг в III квартале прошлого года. «К сожалению, сейчас наш интернет-банкинг работает только с карточными счетами, и прочие банковские счета не введены в систему удаленного электронного обслуживания. Но те планы, которые мы перед собой поставили, покроют большой функционал. Мы хотели бы быть очень значимым игроком на рынке. Полноценную систему электронного банкинга мы намерены развернуть в течение четырех месяцев», – пообещал он.

Несмотря на то что электронный банкинг становится модным и все более перспективным, не все банки стремятся его создавать. Основная причина того, что не все банки внедряют электронный банкинг – низкая автоматизация бизнес-процессов и отсутствие централизованной банковской системы, работающей в режиме онлайн.

Как рассказал Денис Середенко, электронный банкинг – «это достаточно серьезный инфраструктурный проект. Для налаживания полноценной системы дистанционного обслуживания нужно инвестировать сотни тысяч долларов. Кроме того, большая проблема развития электронного банкинга – интеграция, нужно объединить банковскую систему и новые сервисы».

Как утверждают банкиры, развитие рынка приостанавливает то, что далеко не все торговцы готовы работать с системами интернет-банкинга, хотя банки готовы принимать оплату любых товаров и услуг, вплоть до платы за детские сады.

Перейти на страницу: 1 2 3