Монополистическая конкуренция. Особенности монополистической конкуренции.

Неценовая конкуренция.

Проведенный анализ рыночного поведения хозяйственных субъектов в условиях монополистической конкуренции позволяет говорить о возможностях развертывания ценовой конкурен­ции, несмотря на имеющееся многообразие различных товаров и услуг, способных удовлетворить одну и ту же потребность. Вместе с тем для данной рыночной структуры характерна и неценовая конкуренция. Ос­новными формами неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции являются дифференциация продукта, улучшение его ка­чественных и потребительских свойств, реклама. Дифференциация про­дукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по ти­пу, стилю, марке, качеству товары и услуги. Когда этот процесс ус­пешен, он позволяет фирме создать свой постоянный круг покупате­лей, которые предпочитают ее товары аналогам у конкурентов.

Однако при наличии столь разнообразного ассортимента пред­лагаемых товаров и услуг всегда имеется возможность нового предло­жения, которое будет отличаться от уже имеющегося многообразия про­дуктов. Доскональное изучение разнообразия потребительских вкусов потребителей, отдельных их оттенков позволяет новым товаропроизводителям найти свою нишу на рынке.

Дифференциация продукта выступает своего рода компенсацией тех недостатков, которые присуще монополистической конкуренции и связаны, прежде всего, с издержками, связанными с функционированием такой рыночной структуры. В то же время дифференциация продукта, доведенная до крайней степени своего проявления, с одной стороны сбивает с толку потребителя, усложняя процесс выбора, с другой стороны, может породить ложные ориентиры в выборе. Довольно часто предпочтение одним товарам перед другими отдается исходя не из действительных качественных и потребительских свойств товара, а из цены, считая что последняя служит наилучшим показателем качества предлагаемых товаров и услуг.

Другой формой неценовой конкуренции является совершенс­твование конкурентами выпускаемых продуктов и предлагаемых ус­луг. Улучшение качественных характеристик или потребительских свойств товара обеспечивает расширение рынка реализации продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своей продукции. Данная форма конкуренции имеет своим следствием два положительных момента, помимо лучшего удовлетворения потреб­ностей покупателей.

Первый заключается в том, что удачное улучшение продукта одной из фирм побуждает другие предприятия принимать не­обходимые меры с целью преодолеть временное преимущество этой фир­мы. В целом это содействует развитию научно-технического прогресса не только в сфере потребительских товаров, но и непосредственно в области ресурсного и материально-технического обеспечения выпуска товаров непроизводственного назначения.

Второй момент сопряжен с появлением новых источников финансирования процесса дальнейшего совершенствования выпускаемого про­дукта или создание качественно нового товара. Успех в деле расшире­ния продукта позволяет расширить производство, достигать оптималь­ных его масштабов и получать в значительных объемах экономическую прибыль, которая как раз и служит этим новым финансовым источни­ком.

Отмечая положительные стороны конкуренции в форме совершенствования продукта, нельзя не обратить внимание на имитационную деятельность фирм в данной области. У фирмы-имитатора активность на совершенствование продукта, как правило, ограничивается незначи­тельными поверхностными изменениями продукта, добиваясь внешнего эффекта, выдающего мнимое изменение в продукте за действитель­ное, а также априори закладывают моральный износ в усовершенство­ванный продукт, что вызывает быстрое разочарование покупателя в обладании продуктом, на смену которого пришла уже его новая мо­дель. Ясно, что подобное направление деятельности фирм объективно ведет к расхищению ограниченных ресурсов и вызывает рост потреби­тельских расходов населения. Особое место в системе рыночных структур занимает реклама, однако наиболее интенсивно она прово­дится в условиях монополистической конкуренции и олигополии. Она призвана приспосабливать потребительский спрос к продукту. Огромные расходы, связанные с рекламной деятельностью, вызывают неоднознач­ные оценки в отношении целесообразности рекламы.

С одной стороны, утверждается, что подобного рода деятель­ность носит расточительный характер и ослабляет конкуренцию. И действительно, например, в США расходы на рекламу превышают суммы, расходуемые правительствами штатов и муниципалитетами. С другой стороны, рекламе приписывается много положительных моментов, кото­рые связаны, как и с интересами потребителей, так и эффективностью функционирования национальной экономики, а также с укреплением рыночных сил, что ведет к обострению конкурентной борьбы. Итак, вкратце остановимся как на положительных, так и на отрицательных сторонах рекламной деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3