Олигополия. Особенности олигополий. Несовершенства рыночного поведения. Общая оценка олигополистических структур.

Олигополия. Особенности рынка олигополий.

Наряду с монополистической конкуренцией, существенное место среди рыночных структур в современной экономике занимает олигопо­лия или структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно от­нести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продав­цов. Если два продавца - это дуополия или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия, то верхней предел условно ограничиваем 24 хозяйственными субъектами, так как с числа 25 условно начинает­ся отсчет структур монополистической конкуренции.

По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигопо­лии подразделяются на "плотные" и "разряженные" олигополии. К "плотным" олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены от 2 до 8 продавцами. Структуры рын­ка, которые включают в себя более 8 хозяйственных субъектов отно­сятся к разряженным монополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях "плотной" и "разряженной" олигополии. В первом случае в силу весьма ограничен­ного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это делается практически невозможным.

Исходя из критерия характера предлагаемой продукции, оли­гополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные.

Ор­динарная олигополия связана с производством и предложением стан­дартизированных продуктов. Многие стандартизированные продукты вы­пускаются в условиях олигополии - это сталь, цветные металлы, строительные материалы и т.п.

Дифференцированные олигополии форми­руются на основе выпуска многообразного ассортимента одних и тех же продуктов, то есть в тех отраслях, в которых возможно разнообра­зить производство предлагаемых товаров и услуг. Уровень плотности олигополической структуры рынка измеряется количеством форм в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количеством фирм, можно определить степень концентрации производства, а, следо­вательно, и предложения в исследуемой отрасли общественного произ­водства.

В то же время следует подчеркнуть, что было бы неосмотри­тельно ориентироваться на масштабы только национальной экономи­ки. Олигополические структуры могут формироваться как на региональ­ном, так и на местном уровнях хозяйствования. Так, например, в силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольших городов) также формируются олигополистические структуры, также как и на региональном уровне в области предложения, например, кирпича. Однако на каком бы уровне мы не рассматривали олигополии, следует не забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила оли­гополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предп­риятиями других отраслей, которые обладают приблизительно равными потребительскими свойствами с продукцией олигополистов (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).

Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных то­варов или их заменителей из других стран. Оба этих фактора могут содействовать формированию более конкурентных структур по сравне­нию с чисто отраслевыми рыночными структурами. В основе историчес­кой тенденции образования олигополий лежит механизм рыночной кон­куренции, который с неотвратимой силой вытесняет из рынка слабые предприятия путем либо их банкротства, либо поглощения, либо слия­ния. Банкротство может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и под воздействием уси­лий, предпринимаемых конкурентами против определенного предприя­тия.

Поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение того или иного предприятия либо полностью, либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала. Это отношение между сильным и слабым конкурентами.

Слияние, как правило, носит добровольный характер. Хотя по­добного рода централизация капитала и производства может быть эко­номически вынужденной как выбор третьего из двух зол: либо полная утрата самостоятельности, либо изматывающая экономическая "война". В основе процессов поглощения и слияния лежит стремление отдельных конкурентов умножить свою рыночную силу. Такая централизация ка­питала, а затем его концентрация позволяет существенно увеличить свою долю продажи на соответствующем рынке, контролировать рынок и цену своей продукции, а также существенно снизить затраты на ре­сурсы, благодаря крупным закупкам сырья и материалов. Рост рыночной власти нескольких корпораций делает бессмысленным ценовую конку­ренцию, которая может превратиться в войну цен и привести к истощению всех его участников. Поэтому в рамках олигополистических структур ценовая политика отдельных фирм не может проводиться без должного учета реакции на нее конкурентов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5