Заключение

Из всего рассмотренного можно подвести следующие итоги :

- считается, что все многообразие рыночных структур охваты­вается четырьмя теоретическими моделями :

l ) совершенно конкурент­ный рынок ;

2) монополия ;

3) монополистическая конкуренция ;

4) олигополия ;

- два основополагающих правила применимы для анализа 2 любой рыночной структуры :

1 ) фирма должна продолжать производство това­ра, если при достигнутом уровне выпуска готовой продукции ее сум­марный доход превышает суммарные переменные издержки ;

2) если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать та­кое количество продукции, при котором предельный доход равен пре­дельным издержкам ;

- в условиях совершенно конкурентного рынка кривая спроса от­дельной фирмы абсолютно эластична, предельный доход равен цене то­вара, а кривая предложения совпадает с отрезком кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних переменных издержек. В краткосрочном периоде фирма приспосабливается к вариациям рыночных цен только изменяя величину переменного фактора. Она максимизирует прибыль, когда предельные издержки равны цене товара. Если цена Р выше средних общих издержек АТС, то фирма получает прибыль, когда Р=АТС, фирма имеет нулевую прибыль, в случае Р<АТС фирма несет убытки, при P<AVC фирме надо прекратить производство.

Для равновесия фирмы в долгосрочном периоде необходимы три условия : l) MR=MC ; 2) экономическая прибыль равна нулю; 3) фирма отрасли вырабатывают все резервы "экономии на масштабах" и произ­водят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума кривых LRAC;

- при монополии кривая спроса и среднего дохода совпадает с рыночной кривой спроса. Кривая MR лежит ниже кривой спроса. В краткосрочном периоде фирма достигает максимальной прибыли, когда MR=MC . Это происходит всегда при объемах производства, меньших,

чем в условиях совершенной конкуренции , но более высоких це­нах . Равновесие монополиста в долгосрочном периоде будет продол­жаться, пока фирма сохранит монополию. Путем ценовой дискримина­ции монополист может увеличить объемы продаж и получаемую прибыль;

- модель монополистической конкуренции характеризуется соче­танием совершенно конкурентного (свобода входа и выхода) и монопо­листического ( падающий характер кривой спроса ) рынков. Отличи­тельной чертой является наличие в отрасли достаточного числа кон­курентов, которые проводят собственную ценовую политику, не взи­рая на реакцию конкурентов ;

- при олигополии выполняются три условия : 1 ) в отрасли дейс­твуют несколько фирм, так что отрасль не является монополизиро­ванной; 2) кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер; 3) в отрасли присутствует, по крайней мере, одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов.

В краткосрочном периоде фирма-олигополист реагирует на коле­бание спроса не изменением цен, а уменьшая или увеличивая объем продаж.

На сегодняшний день, проблема монополий и эффективного антимо­нопольного законодательства в России стоит как никогда остро. И то, как и когда эти меры будут приняты, во многом определит время, на которое растянется переход россии к нормальным рыночным отношени­ям.