Что такое конкуренция?

Что такое конкуренция и что надлежит знать о ней тем, кто вступает в деловую жизнь?

Прежде всего подчеркнем: жесткость, конфликтность конкурент­ного взаимодействия между предпринимателями вовсе не уменьши­лась в связи с широким развертыванием интеграционных процессов в зарубежной экономике. Конкуренция была и остается формой взаим­ного соперничества – с победителями и побежденными – субъектов рыночной экономики. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию сво­его экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкно­вению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей. Другими словами, конкуренция в современной цивилизованной рыночной эко­номике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Неизбежность конкуренции между предпринимате­лями вызвана приоритетом покупателей над продавцами на современ­ном рынке. В своем стремлении к удовлетворению запросов потреби­телей предприниматели реализуют собственный экономический суве­ренитет, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей.

Напротив, преобладание рынка продавца оборачивается конкурен­цией покупателей за внимание продавцов.

Обычно разделяют понятия «конкурентная борьба» и «конкурент­ный рынок». Первое относится к способам поведения отдельных фирм на рынке, второе – к рыночным структурам и охватывает все аспекты рынка любого товара (такие, как количество фирм, технология произ­водства, типы продаваемых товаров и т. п.), которые влияют на пове­дение и деятельность фирм.