Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких про­давцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют "рынок сво­бодной конкуренции". Крепеж автомобильный автоболт магазин автомобильного Крепежа.

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юриди­ческие условия) с уже существующими продавцами присту­пить к производству продукции. С другой стороны, про­давцы могут свободно и покинуть рынок, что подразуме­вает возможность беспрепятственного выхода с рынка Свобода "рыночного" перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменении количества производителей. В то же самое время у оставшихся продав­цов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

- большое количество мелких продавцов и покупателей,

- продаваемый продукт однороден у всех производите­лей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,

- невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,

- полная свобода "входа" на рынок и "ухода".

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значе­нии, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую "идеальную" струк­туру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существу­ющие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все- таки в экономической практике име­ются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно "малы" что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой – "биржевой" – формы организации (товар­ная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).

При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность тру­да, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако фирме – новатору больший доход.

Перейти на страницу: 1 2