Оценка конкурентоспособности товара

Проведем оценку конкурентоспособности товара. Этапы оценки конкурентоспособности товара делятся на:

1) формирование основных параметров, по которым будет оцениваться конкурентоспособность исследуемого товара;

2) разбиение параметров на уровни качества. Нами выбрана 3-х бальная шкала - от «0» (отсутствие признака) до «3» (признак отлично выражен);

3) построение таблицы «Параметры * Уровни» и по ней оценивается исследуемый продукт;

4) расчет общего индекса качества К0 (как среднеарифметическое показателей качества);

5) оценка конкурентоспособности товара в соответствии с интервалами (по итоговым показателям индекса качества К0):

3,00 – 2,26: высокая конкурентоспособность товара;

2,25 – 1,60: средняя конкурентоспособность товара;

1,50 – 0,76: низкая конкурентоспособность товара;

0,75 – 0,00: отсутствие конкурентоспособности товара.[22]

В качестве основных параметров оценки конкурентоспособности рассматриваемого товара выбраны следующие параметры: маркировка; вкусовые качества; упаковка; экономическая стратегия; рекламная стратегия; качество ингредиентов (Приложение 1).

Согласно приложению 1, проведем анализ показателей конкурентоспособности по 3 видам исследуемого пива (Приложение 2).

Для рассматриваемых сортов пива анализ показателей конкурентоспособности показал:

1) общий индекс качества для «Holsten Premium» составляет:

К0 = (2+3+3+3+2+3)/6 = 2.7

2) общий индекс качества для «EFES Pilsener» составляет:

К0 = (2+3+3+3+1+2)/6 = 2.3

3) общий индекс качества для «Балтика - Парнас № 5» составляет:

К0 = (2+2+3+3+1+1)/6 = 2.0

Что в соответствии с приведенной выше шкалой конкурентоспособности означает то, что пиво «Holsten Premium» и «EFES Pilsener» обладают высоким уровнем конкурентоспособности, а пиво «Балтика - Парнас № 5» обладает средним уровнем конкурентоспособности.[7]

В силу тех обстоятельств, что «Балтика - Парнас № 5» получила наименьшую оценку по качеству продукции из данного ряда сортов пива, можно предложить следующие пути повышения её конкурентоспособности:

1. улучшить вкусовые качества продукта, что напрямую связано с качеством ингредиентов. Необходимо использовать ячмень высшего качества, так же для отличного качества пива необходима технология производства молотого брикетированного хмеля (это так же позволит снизить расход хмеля на 15%). В качестве повышения вкусовых качеств пива необходимо использовать воду, соответствующую требованиям к питьевой воде;

2. разработать рекламную стратегию (увеличить бюджет на рекламу). Для привлечения внимания массовых покупателей наиболее эффективны следующие каналы:

- пресса (наиболее читаемые газеты, журналы, бюллетени и другие СМИ, доступные всем слоям населения);

- аудиовизуальные средства (радио, телевидение, кино, специальные видеоустановки на ярмарках и выставках, слайд-фильмы и др.);

- рекламные щиты, плакаты (различные изобразительные и текстовые послания, помещаемые в местах скопления людей, вдоль дорог и т.п.);

- реклама на транспорте.[15]

Изучив характеристику предприятия ОАО «Пивоваренная компания Балтика», мы выяснили, что предприятие является лидером отечественного пивоварения. С самого начала своего существования предприятие уделяло первостепенное значение качеству, поэтому и зарекомендовало себя как компанию, производящую качественную и доступную продукцию.

Проведя оценку качества производимой продукции («Балтика – Парнас №5»), было выявлено, что данная продукция менее качественная, чем аналогичная продукция других пивоваренных заводов («EFES Pilsener» и «Holsten Premium»). Оценка качества проводилась по 6 показателям: прозрачность, цвет, вкус, хмелевая горечь, аромат и пенообразование (насыщенность углекислым газом).

Из приведенных таблиц 1 и 2 можно сделать следующий вывод: пиво «EFES Pilsener» и «Holsten Premium» попадают в поле отличной оценки, в то время как «Балтика - Парнас № 5» может быть оценена только на «Хорошо».

В следствии чего, проведенная оценка конкурентоспособности показала, что у исследуемого товара меньший уровень конкурентоспособности. Оценка конкурентоспособности проводилась по следующим параметрам: маркировка, экономическая стратегия, рекламная стратегия, вкусовые качества, упаковка и качество ингредиентов. Исследуемый нами товар «Балтика – Парнас №5» проигрывает по 2 показателям: рекламная стратегия и качество ингредиентов, которые требуется в дальнейшем улучшить для повышения уровня конкурентоспособности.