Сущность и функции рынка, его виды.

Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном безличностном механизме ценовый сигналов.

В рыночной экономике действуют три субъекта:

Домохозяйство, функционирующее в потребительской сфере экономики;

Бизнес или предпринимательство - это предприятия, функционирующие с целью получения прибыли;

Правительство (государство) представлено различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики.

Взаимодействие этих субъектов осуществляется через рыночный механизм, который представляет собой спрос и предложение, цены и конкуренцию.

Условия возникновения рынка: Общественное разделение труда; Экономическое обособление производителей; Самостоятельность производителя, свободы предпринимательства.

Функции рынка:

Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров и услуг, которые поступают на рынок.

Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Только рынок позволяет сделать это и определить взаимную выгоду отношений.

Ценообразующая. Поступившие на рынок товары одинакового назначения содержат не одинаковое количество материальных и трудовых затрат. Рынок признает только затраты, которые согласен оплатить покупатель.

Санирующая. Жесткая конкуренция на рынке очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц. Он оставляет лишь эффективно-предприимчивых, что повышает уровень производства и эффективность отношений между покупателем и продавцом.

Регулирующая. Самая важная функция, связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Воздействие оказываются рыночным механизмом.