Современные виды и модели рынка труда

Специфическими чертами обладает модель рынка труда в Швеции. Швед­ская модель отличается активной политикой занятости, проводимой госу­дарством. Эта модель рынка труда имеет ярко выраженный государственно-рыночный механизм, в котором государственные элементы регулирования наиболее тесно переплетены с рыночными элементами саморегулирова­ния при доминировании государственного регулирования. Активность госу­дарства проявляется в выделении значительных финансовых ресурсов на программы поддержки занятости; переподготовку рабочей силы, повыше­ние ее конкурентоспособности. Причем на эти цели расходуется до 70% фонда занятости, или 3,5% ВВП (1993-1994 гг.). Тогда как на выплату посо­бий по безработице расходуется до 2,7% ВВП. Страховые взносы в фонд занятости в Швеции находятся примерно на уровне других Европейских стран.

Средства из фонда занятости идут на профессиональную подготовку и пе­реподготовку работников, создание рабочих мест, как в государственном, так и в частном секторе, путем субсидирования частных компаний, оказания помощи безработным в поиске рабочих мест, в том числе через информацию и профориентацию, выплату пособий (компенсаций) по переезду к новому месту работы.

Предметом особой заботы государства является поддержание занятости в отраслях, обеспечивающих социально необходимые услуги в депрессивных регионах.

Политика занятости тесно увязывается с другими политиками: налого­вой, «политикой солидарности» в заработной плате, отраслевой и региональ­ной политикой и другими, что позволяет поддерживать высокий спрос на ра­бочую силу и высокую занятость в стране.

Российская модель рынка труда. Цивилизованный рынок труда в России находится в стадии становления. В советский период его развитие сдержива­лось, с одной стороны, высокой монополизацией экономики, жестким госу­дарственным регулированием заработной платы, с небольшой ее дифферен­циацией в зависимости от результатов труда, отсутствием рынка жилья, административными ограничениями на переезд в другие города.

С другой стороны, работников привязывало к предприятиям высокая доля услуг, льгот, получаемых за счет социальных фондов предприятий, которые в первую очередь предоставлялись лицам, имевшим большой стаж работы на данном предприятии. В частности, работники крупных предприятий получали жилье, могли устроить своих детей в детский сад, лагерь, получить бесплат­ные или льготные путевки в дома отдыха, профилактории, санатории и т.д. [34, 107].

Вместе с тем политика, государства на планомерное распределение и перемещение работников, не исключала стихийной миграции, скажем переез­де людей из районов Дальнего Востока и Севера в более обустроенную Евро­пейскую часть бывшего Советского Союза.

В результате радикальных реформ 90-х годов в России была разрушена плановая система движения кадров, государство устранилось от регулирования заработной платы, установив на национальном уровне размер минимальной заработной платы, которая никакого отношения к прожиточному минимуму не имеет. Появилась чрезмерная дифференциация оплаты труда, длительные задержки с выплатой уже заработанной платы, которые ограничивают мо­бильность рабочей силы, не создан и рынок жилья, за исключением отдель­ных городов, в первую очередь Москвы.

Сохраняются и другие дестабилизирующие факторы, сдерживающие за­вершение формирования общероссийского рынка труда. К ним относятся:

Перейти на страницу: 1 2 3 4