Методика разработки финансового плана

Алгоритм составления финансового плана включает следующие этапы:

• анализ финансового положения предприятия;

• планирование доходов и поступлений;

• планирование расходов и отчислений;

• проверка финансового плана (баланс доходов и расходов).Рассмотрим содержание указанных этапов.

Анализ финансового положения предприятия

Основные задачи этого анализа:

• определение меры влияния объективных и субъективных фак­торов на финансовые результаты деятельности предприятия;

• оценка финансового положения предприятия и факторов его изменения;

• оценка работы предприятия и его структурных подразделений по выполнению показателей финансового плана;

• анализ соблюдения финансовой, расчетной и кредитной дисци­плины;

• выявление резервов повышения рентабельности и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

В процессе финансового анализа исследуются:

• наличие, состав и структура средств предприятия, причины и последствия их изменения;

• наличие, состав и структура источников средств предприятия, причины и последствия их изменения;

• состояние, структура и динамика изменения долгосрочных ак­тивов;

• дебиторская задолженность;

• эффективность использования средств.

Планирование доходов и поступлений средств

Осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период.

Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются:

• прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;

• амортизационные отчисления;

• финансовые ресурсы, мобилизуемые в процессе строительства (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйственным способом), а также мероприятия по снижению себестоимости этих работ, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве;

• устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия);

• средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой;

• паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юриди­ческих и физических лиц;

• долгосрочные банковские кредиты;

• займы;

• пожертвования и благотворительные взносы;

• поступления от долевого участия в строительстве.

Планирование расходов и отчислений

Расходы и отчисления предприятия в плановом году составляют второй раздел финансового плана.

В расходной части финансового плана предусматриваются следу­ющие статьи расходов:

• отчисления в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, на благотворительные цели;

• прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

• амортизация, имеющаяся в распоряжении предприятия;

• прочие расходы;

• итого расходов и отчислений;

• превышение доходов над расходами (+) или расходов над дохо­дами (-).

Конкретные направления и пропорции использования финансо­вых ресурсов предприятие определяет самостоятельно в рамках стратегического планирования. Законодательство регламентирует только ту часть прибыли, которая должна направляться в государст­венный бюджет в виде налогов и платежей.

Для эффективного функционирования на принципах коммерчес­кого расчета, проведения сбалансированной стратегии и тактики в условиях рыночной экономики предприятие должно иметь три фонда:

• фонд накопления;

• фонд потребления;

• резервный (страховой) фонд.

Предназначение фонда накопления:

• финансирование капитальных вложений; прироста собствен­ных оборотных средств; научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ;

• уплата процентов по долгосрочным кредитам.

Фонд потребления предусматривает покрытие следующих расходов:

Перейти на страницу: 1 2