Цели и функции бизнес-планирования

Оценка целесообразности внедрения того или иного мероприя­тия делается на основе бизнес-плана. Особенно это касается иннова­ций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

Бизнес-план инвестиционного проекта (далее — бизнес-план) раз­рабатывается для обоснования:

• текущего и перспективного планирования развития предпри­ятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;

• возможности получения инвестиционных и кредитных ресур­сов, а также возврата заемных средств;

• предложений по созданию совместных и иностранных пред­приятий;

• целесообразности оказания мер государственной поддержки.

Основанием для разработки бизнес-плана является директивный документ, изданный руководителем предприятия (приказ, распоря­жение), которым определяются и утверждаются:

• руководитель разработки бизнес-плана;

• состав исполнителей и распределение обязанностей между ними;

• разработчик бизнес-плана (предприятие—инициатор проек­та или привлеченные организации);

• смета затрат на проведение работ и источники финансирования (при необходимости).

Кроме бизнес-планов инвестиционных проектов в последнее вре­мя на практике широкое распространение получили бизнес-планы развития, которые стали приобретать форму тактического плана, за­меняя последний. Такая форма планирования внедрена в Министер­стве промышленности [23]. Подход, при котором тактический план заменяется бизнес-планом, нельзя назвать новым. Он неоднократно обсуждался в различных публикациях Его главная цель — заставить подведомственные предприятия внедрять инновации: обновлять про­дукцию и технологию ее изготовления; искать новые рынки сбыта; осваивать новые виды деятельности и т д. В этом случае объектом планирования является не только нововведение, но и вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия, и структура бизнес-плана дублирует структуру тактического плана. Так, напри­мер, в бизнес-план вводятся традиционные для тактического плана разделы: прогнозирование производства продукции; управление ка­чеством продукции; производственные мощности, прогнозирова­ние материально-технического обеспечения; прогнозирование науч­но-технического развития; прогнозирование издержек, снижение затратоемкости и материалоемкости продукции; трудовой потенциал; реструктуризация; инвестиционный план; прогнозирование финан­сово-хозяйственной деятельности; определение мер макро- и микроуровневого характера, обеспечивающих достижение целей и задач.

Учитывая, что в последние годы уровень планирования на пред­приятиях снизился главным образом из-за отсутствия методического обеспечения, данную форму планирования, основанную на сочетании элементов тактического и бизнес-планирования, следует признать плодотворной и перспективной. Опыт показывает, что эффектив­ность работы зависит не от формы планирования, не от состава раз­делов плана и его показателей, а от того, насколько действенно план применяется на практике.