Государственное регулирование рынка труда в сельском хозяйстве, социально-экономические преобразования.

Вообще, уже само появление приоритетного национального проекта «Развития сельского хозяйства» свидетельствует об активном государственном реформировании АПК, а, следовательно, и всех рынков, входящих в него.

Для реализации столь масштабного проекта необходима хорошо продуманная законодательная база. По отношению рынка труда в сельском хозяйстве также появляются различные законопроекты.

Если провести обзор новых документов, поправок к законам, то с 24 июля 2008 г. вступили в силу изменения в Федеральном законе от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Согласно его положениям был установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 руб. в месяц. Также в Кодекс РФ об административных правонарушениях вносится изменение, увеличивающее минимальный размер штрафа за нарушение законодательства о труде и охране труда для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей. Это, безусловно, первый шаг к тому, чтобы хоть как-то повлиять на нищенский уровень оплаты труда работников сельскохозяйственных предприятий.

Стоит отметить, что «уровень заработной платы должен базироваться на определении издержек, необходимых для воспроизводства рабочей силы». Это положение классической политической экономии разделяют на сегодняшний день многие ученые, увидев в российском варианте рыночного саморегулирования экономики, включая и экономику труда, все беды и причины затянувшегося кризиса. Тем более что в Федеральном законе от 29 декабря 2006г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» признано, что «обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышение уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве» является одной из основных целей государственной аграрной политики. Остается надеяться, что это не останется просто декларацией!

Помимо регулирования заработной платы для работников сельскохозяйственных предприятий, необходимо создавать и иные условия для улучшения состояния современных сельских территорий, а именно создание развитой инфраструктуры на селе; государственные субсидии и дотации сельхозтоваропроизводителям для страхования рисков, связанных с сезонностью их работ, климатическими условиями и т.д.; поддержка молодых специалистов, обеспечение их жильем и т.п.

Также, на сегодняшний день возникла необходимость совершенствования системы материального стимулирования труда работников сельскохозяйственных организаций. Это приведет к высоким результатам их деятельности. Причем нужно разработать такую систему премирования, которая позволяла бы учесть как индивидуальные, так и коллективные мотивы работников. К тому же формы организации труда в сельском хозяйстве позволяют использовать и индивидуальное, и коллективное премирование, что будет стимулировать высокопроизводительный труд каждого работника и трудового коллектива в целом для достижения личных и коллективных материальных интересов, а также способствовать росту корпоративного духа. Отметим, что некоторые сельскохозяйственные предприятия перешли на новую систему премирования. Государство, на мой взгляд, должно ввести эту систему в обязательном порядке для всего сельского хозяйства.

Таким образом, я рассмотрела основные направления государственного регулирования сельскохозяйственного рынка и социально-экономической сферы для жителей сельских территорий.