Конъюнктура мирового рынка

Одной из основных характеристик мирового рынка является конъюнктура. В широком смысле под конъюнктурой понимается конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнктурообразующих факторов).

Важной проблемой экономической теории и практики является всестороннее исследование конъюнктуры рынка, в процессе которого на разных уровнях различают:

ѕ общеэкономическую конъюнктуру (положение в мировом хозяйстве, регионе (группе стран), экономике стран);

ѕ конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка и отраслевую конъюнктуру;

ѕ конъюнктуру рынков отдельных товаров. Кузякин А.П. Мировая экономика / М.: «Велби», 2002 г.

На практике эти уровни между собой взаимосвязаны, что должно учитываться при исследовании (для того, чтобы исследовать конъюнктуру отдельного товара, нужно иметь информацию об отраслевой конъюнктуре, а для исследования отраслевой конъюнктуры нужно знать общеэкономическую конъюнктуру и т.д.).

В основе конъюнктурных колебаний в значительной степени лежит циклический характер развития экономики. При этом действуют как длинные циклы («волны») конъюнктуры, основу которых составляют крупные научно-технические открытия, связанные с появлением принципиально новых продуктов (товаров), порождающих на весьма длительный период (25-30 лет) «волны» конъюнктуры, пока не будут исчерпаны основные новые научно-технические преимущества данного продукта.

Цикличность хорошо видна на примере конъюнктуры мирового рынка машин и оборудования. В мировой промышленности постоянно действуют циклы, связанные с обновлением оборудования. Существуют также и циклы обновления потребительских товаров длительного пользования (автомобили, холодильники и т.д.). При этом проявляются основные закономерности так называемого цикла жизни продукта.

Реальная же практика изменения конъюнктуры более динамична, чем цикличность экономического развития. Помимо циклических факторов действуют постоянные и переменные нециклические факторы. Учитывая все отмеченные обстоятельства, конъюнктура мирового рынка должна исследоваться непрерывно, сочетая исследования текущей, кратко-, средне- и долгосрочной конъюнктуры с прогнозированием.

При этом по характеру используемой информации, способам ее получения, технике проведения исследований конъюнктуры рынков методы таких исследований могут быть различными (с учетом специфики конкретных видов товаров и их рынков): «кабинетные исследования» (проводимые аналитиками на основе изучения соответствующих источников информации); изучение рынка «на месте». Несмотря на то, что эти методы относительно дорогостоящи, они позволяют более эффективно и всесторонне изучить конкретный рынок в его реальном состоянии (максимально учитывая, например, специфику интересов потребителей конкретных стран). Использование подобных методов нередко дает возможность устанавливать и личные контакты с представителями фирм-контрагентов (покупателей). Зачастую используются и методы пробных продаж (они эффективны в тех случаях, когда отсутствуют необходимые сведения о рынке и у фирм-продавцов нет достаточно времени для его полного и всестороннего изучения, а также в ситуации реализации новых для данного рынка товаров).

Существенное значение при этом приобретают методы прогнозирования конъюнктуры мирового рынка.

1) экстраполяция, в основе которой лежит предположение, что динамика основных условий, тенденций и причинных факторов предыдущего периода сохранится и в будущем периоде, что новые технологии будут внедряться равномерно, без резких скачков и структурных деформаций;

2) экспертные оценки, основанные на прогнозах наиболее авторитетных ученых и специалистов, этот метод используется достаточно часто, например в форме так называемых мозговых атак, недостатком его является определенная субъективность;

Перейти на страницу: 1 2 3