Принципы, основанные на представлениях собственника

Ключевым критерием стоимости любого объекта собственности является его полезность. Бизнес обладает стоимостью, если может быть полезен реальному или потенциальному собственнику. Полез­ность для каждого потребителя индивидуальна, но качественно и ко­личественно определена во времени и стоимости. Однако как общую полезность объекта для собственника в рыночной экономике можно выделить его способность приносить доход. Полезность бизнеса — это его способность приносить доход в конкретном месте и в течение данного периода. Чем больше полезность, тем выше величина оце­ночной стоимости.

Принцип полезности заключается в том, что, чем больше пред­приятие способно удовлетворять потребность собственника, тем вы­ше его стоимость.

С точки зрения любого пользователя, оценочная стоимость пред­приятия не должна быть выше минимальной цены на аналогичное предприятие с такой же полезностью. Кроме того, за объект не раз­умно платить больше, чем может стоить создание нового объекта с аналогичной полезностью в приемлемые сроки. И еще один аспект применения принципа полезности:

• если инвестор анализирует поток дохода, то максимальная цена определяется посредством изучения других потоков доходов с аналогичным уровнем риска и качества. При этом замещаю­щий объект необязательно должен быть точной копией, но должен быть похож на оцениваемый объект, и собственник рассматривает его как желаемый заменитель.

Границы «пространства одинаково желаемых заменителей» опре­деляются потребностями и желанием пользователя. Предположим, что некоторый субъект хочет приобрести в свою собственность кон­дитерское предприятие, производящее конфеты. При этом он срав­нивает его цену с ценами на аналогичные предприятия, например, с ценами на фабрики, производящие печенье, пряники, пастилу и хлеб. Кроме того, покупатель не всегда ограничен бизнесом одного и того же типа. Таким образом, можно выделить еще один методологи­ческий принцип оценки стоимости предприятия — это принцип за­мещения. Он определяется следующим образом: максимальная сто­имость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.

Из принципа полезности вытекает еще один принцип оценки — принцип ожидания, или предвидения. Конечно, прошлое и настоя­щее бизнеса важны, однако его экономическую оценку определяет его будущее. Прошлое и настоящее бизнеса являются лишь исходной основой, ключом к пониманию будущего. Полезность любого бизне­са, предприятия определяется тем, во сколько сегодня оцениваются прогнозируемые будущие выгоды (доходы). На оценке предприятия непосредственно сказываются представление о чистой отдаче от функционирования предприятия и ожидаемая выручка от его пере­продажи. При этом очень важны величина, качество и продолжи­тельность ожидаемого будущего дохода. Однако ожидания относи­тельно дохода могут меняться. Принцип ожидания заключается в оп­ределении текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятием.