Анализ проблем франчайзинга в России

Ситуация, сложившаяся на рынке на сегодняшний день позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается ускоренный рост применения бизнес-технологии франчайзинга на российском рынке товаров и услуг. Максимально эффективному развитию франчайзинга на российском рынке способствует созданная инфраструктура, как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве эффективного метода ведения бизнеса. Основная роль по выполнению вышеперечисленных функций принадлежит Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ - Российская ассоциация развития франчайзинга) и Российской ассоциации франчайзинга (РАФ - Российская ассоциация франчайзинга), которые регулярно проводят конференции и семинары с целью создать благоприятную информационную среду, способствующую развитию франчайзинга в России.

Для состоявшихся компаний франчайзинг - хороший способ завоевания рынка. Предприятие одновременно увеличивает зону распространения бренда и рынок сбыта своей продукции. Во многих странах франчайзинг - особая статья заботы властей. Данные, проводимые РАФ, свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса. [10]

Развитие франчайзинга на территории России происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только одного безусловного лидера среди федеральных округов, где франчайзинг используется достаточно широко – это Центральный федеральный округ. Применения франчайзинга в данном округе неразрывно связно с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке. Распределение франшиз в России по федеральным округам представлено на рисунке 8:

Рисунок 8 - Структура франшиз в России по Федеральным округам, 2008 год

Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время – единственный известный инструмент, позволяющий объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

Несмотря на быстрый рост популярности франчайзинга в нашей стране, существует ряд факторов, сдерживающих его развитие.