Заключение

Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынок услуг, обязательства в области сельского хозяйства и др.) будут основываться на реальном положении в российской экономике, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

В настоящее время российская делегация предпринимает усилия по активизации двусторонних переговоров с ведущими торговыми партнерами и другими членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО и ускорению общих темпов переговорного процесса при обеспечении соблюдения национальных экономических инте­ресов и баланса взаимных требований и уступок.

В долгосрочной перспективе присоединение России к ВТО долж­но оказать положительное воздействие на ход экономических реформ, будет способствовать структурной перестройке экономи­ки, ориентированной на более активное включение в международ­ное разделение труда.

Россия намерена сохранить действующий торговый режим — без каких-либо ограничений со странами СНГ и партнерами по таможен­ному союзу. Он-то и попадет в российский перечень изъятий из общих принципов генерального соглашения о тарифах и торговле. Основани­ем для этого являются соглашения между Россией и странами СНГ «О свободной торговле» и «О таможенном союзе».

С точки зрения присоединения к ВТО основным вопросом является необходимость соответствия условий формирования зон свободной торговли и Таможенного союза стран СНГ положениям ВТО. Имеется в виду беспошлинная торговля внутри зон свободной торговли и еди­ный внешний тариф для стран-участниц Таможенного союза.

Так, в частности, нормами ВТО предусматривается, что если стра­на-член ВТО образует таможенный союз, то вступать в ВТО должен такой союз или одна из стран от его имени. В связи с соглашениями об образовании Таможенного союза пяти стран СНГ, ЕС, как и другие парт­неры, начинают все более настойчиво ставить такого рода вопросы.

Проблема состоит в том, что если участники Таможенного союза СНГ вступят в ВТО на значительно различающихся условиях, то это может существенно осложнить процесс формирования Таможенно­го союза.

Вопрос соответствия положениям ВТО по зонам свободной торговли и таможенным союзам должен рассматриваться после вступления в ВТО, а не на стадии переговоров о присоединении. ЕС неоднократно выступал в поддержку такого подхода в ходе переговоров о присоеди­нении к ВТО других стран, в частности государств Балтии.

Кроме того, формирование Таможенного союза находится в самой начальной стадии и окончательное оформление потребует времени. Вступать в ВТО все пять стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) намерены самостоятельно, консультируясь между собой. Законодательство каждой из стран предусматривает их полный суверенитет в вопросах внешнеэкономической деятель­ности.

В рамках зоны свободной торговли СНГ беспошлинный режим уже действует. Существуют некоторые различия во взимании НДС в СНГ по сравнению с третьими странами, но этот вопрос должен рассматриваться отдельно.

В торговле услугами для изъятий из РНБ наличие соглашений о свободе торговли не обязательно. Стране-кандидату достаточно просто аргументировано заявить о желании предоставить лучшие, нежели всем остальным, условия доступа на рынок поставщикам услуг из той или иной страны.

Льготный режим работы на российском рынке услуг, скорее всего, получат поставщики банковских и страховых услуг из стран ЕС. Это закреплено заключенным три года назад соглашением «О сотруд­ничестве и партнерстве» между Россией и Европейским союзом.

Распространять его на кого-либо еще российская сторона счита­ет экономически нецелесообразным. ВТО вполне удовлетворится таким объяснением, если оно будет подтверждено расчетами.

Плюсы:

- "Россия станет полноправным участником нового раунда переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения.

- Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Вступление в ВТО подразумевает адаптацию нашего законодательства к международным нормам - положительный фактор для российского бизнеса - бизнес станет прозрачнее, иностранные инвесторы не будут бояться вкладывать деньги в российскую экономику

- В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для разрешения торговых споров.

- Российские экспортеры и импортеры должны будут выучить правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников ВЭД, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4