Ценовая политика фирмы

В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы и, наконец, уровень жизни общества. Успех коммерческого предприятия определяют следующие составляющие: научно обоснованная ценовая стратегия; разумная ценовая тактика; правильная методика установления цены.

Любая фирма должна прежде всего определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену. Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение выжи­ваемости, максимизация прибыли и удержание рынка.

Существует несколько основных методов расчета цены.

Наиболее проста и распространена методика "Средние издержки плюс прибыль", которая заключается в начислении наценки на себес­тоимость товара. Величина наценки, добавляемая фирмой, может бы­ть стандартной для каждого вида товара и широко дифференцируемой в зависимости от его вида, стоимости единицы изделия, объемов продаж и т.д. Однако стандартная наценка не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности покупательского спроса и ко­нкуренции, а следовательно, определить оптимальную цену.

И все же эта методика очень популярна, что объясняется тремя причинами. Во-первых, как бы тщательно продавцы не изучали спрос покупателей и цену конкурентов, издержки они знают лучше. Поэтому при установлении цены на базе издержек им не приходится пересмат­ривать цены всех за колебаниями спроса. Во-вторых, это самый справедливый метод по отношению и к продавцу, и к покупателю. В-третьих, данный метод уменьшает ценовую конкуренцию, поскольку все фирмы отрасли определяют цену по одному и тому же принципу.

Свободная оптовая цена:

СОЦ1 = Cп + Пр + НДС

Свободная отпускная цена:

СОЦ2 = СОЦ1 + ТН

где Сп - полная себестоимость продукции;

Пр - прибыль от реализации;

НДС- налог на добавленную стоимость;

ТН - торговая наценка.

ООО «Рената» выбирает оба метода ценовой борьбы, т.к. их варьирование приводит к положительному результа­ту сбыта своей продукции на рынке.

При ценовой конкуренции - сбыт зависит от спроса, предприятие повышает или понижает свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учиты­вая факторы спроса, издержек или конкуренции. При неценовой конкуренции предприятие делает упор на отличительных особенностях свой про­дукции. Это позволяет увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой.

При этом предприятие ориентируется на обеспечение рентабельности производства, пред­полагая тесную увязку цены со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, выступающими как ценообразующие факто­ры: рост объемов производства и продаж, улучшение технологии производства, сокращение издержек производства и обращения.

В рамках единых цен устанавливается одна цена для всех потреби­телей, которые хотели бы приобрести товар при аналогичных усло­виях. Цена может меняться в зависимости от приобретаемого количес­тва, времени совершения сделки и получаемого сервиса. Эта полити­ка укрепляет доверие потребителей, ее легко осуществлять, возмож­ны продажи по каталогам.