Управление производственным рычагом.

Недостатком высокого уровня производственного рычага является то, что предприятие становится более чувствительным к изменению уровня продаж, так как при неправильно прогнозируемых объемах продаж уровень снижения прибыли может значительно превышать уровень снижения продаж.

Преимуществом низкого уровня производственного рычага является то, что предприятие менее чувствительно к изменению уровня продаж и при его снижении эффект на прибыль невелик, а в качестве недостатка можно отметить то, что предприятие становится более чувствительным к изменению продажной цены.

Величина производственного рычага зависит от структуры текущих затрат - величины переменных и постоянных затрат в себестоимости продукции. Чем больше переменных затрат в составе затрат (себестоимости реализованной продукции), тем ниже производственный рычаг.

Управление производственным рычагом заключается в изменении структуры затрат - изменении доли переменных и постоянных затрат.

В составе затрат на производство продукции достаточно сложно выделить элементы, которые могут переводиться из разряда постоянных в переменные или наоборот. Пример затрат, которые организация может устанавливать как переменные или постоянные, - заработная плата.

Например, в период кризиса при труднопрогнозируемом объеме сбыта продукции, встречалась практика установления зависимости заработной платы административно-управленческого и производственного персонала от объемов реализуемой продукции (с выделением базовой постоянной величины). При этом заработная плата переходила в разряд переменных затрат, что способствовало минимизации убытков при сокращении объемов реализации.

Для предприятий с высоким уровнем производственного рычага даже незначительное изменение дохода от продаж может привести к существенному изменению прибыли.

Рассмотрим данное положение на примере данных таблицы 1. Производственный рычаг для предприятия по данным за последний отчетный период составляет 3,5.

(1 300 000 – 600 000)/200 000 = 3,5

Таблица 1.

 

Данные за последний отчетный период

Данные при прогнозном падении продаж на 20%

Данные при начислении з/п АУП в размере 15% дохода от продаж

1. Доход от продаж, леев

1 300 000

1 040 000

1 040 000

2. Переменные затраты и расходы, леев

600 000

480 000

480 000

3. Маржинальный доход, леев (стр1–стр2)

700 000

560 000

560 000

4. Постоянные затраты и расходы, леев

500 000

500 000

460 000

4.1 В том числе з/п АУП

200 000

200 000

156 000

5. Прибыль, леев (стр3 – стр4)

200 000

60 000

100 000

Перейти на страницу: 1 2 3 4