Налогообложение деятельности государственных унитарных предприятий

ГУП могут быть двух разновидностей с различным объемом имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятель­ностью:

унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, втом числе федеральное государственное унитарное пред­приятие, государственное унитарное предприятие, государственное муниципальное предприятие;

унитарное предприятие, основанное на праве оперативного уп­равления (казенное предприятие).

Унитарным предприятием признается коммерческая организа­ция-несобственник, создаваемая государством или муниципальным образованием на праве оперативного управления. Имущество уни­тарного предприятия не делится на вклады, паи, доли, а целиком принадлежит собственнику-учредителю.

Руководит унитарным предприятием директор, назначаемый собственником и подотчетный ему (а не общему собранию). Уни­тарное предприятие не отвечает по обязательствам учредителя, а учредитель в свою очередь не несет ответственности своим имуще­ством по долгам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к дополнитель­ной ответственности по долгам предприятия, основанного на пра­вах оперативного управления (казенного). По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуще­ством, вплоть до банкротства.

Уставный фонд унитарного предприятия — это сумма имущества, закрепленного за ним собственником (федеральным, региональ­ным, местным органом власти) для осуществления коммерческой деятельности. Это имущество неделимо, не может быть распреде­лено по вкладам, на него не имеют прав ни трудовой коллектив, ни отдельные работники. Минимальный размер уставного фонда — сумма, равная 1000-кратному размеру минимальной месячной оп­латы труда на момент представления документов на регистрацию.

Согласно ст. 114 ГК РФ уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником ко дню его регистрации. По этой причине аналитический учет к счету 80 «Уставный капитал» субсчет «Устав­ный фонд» не ведется до изменения первоначальной величины фон­да. Только при увеличении фонда можно открыть аналитические счета «Неоплаченный фонд» и «Оплаченный фонд». В этом случае дебиторская задолженность учредителя по увеличенному, но не оп­лаченному фонду должна отражаться на счете 75 «Расчеты с учре­дителями» субсчет «Расчеты с государственными и муниципальны­ми органами».

Вложения в уставный фонд принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью признается сумма вложений учреждения в приобретение акций и иных форм участия в капитале в соответствии с договором. Аналитический учет по счету ведется по видам финансовых вложений и по объектам, в которые осуществлены эти вложения, в Реестре учета ценных бумаг.

С целью получения детальных сведений об имуществе уставно­го фонда бухгалтерия ведет аналитический учет по выделенным ос­новным средствам, материалам, денежным средствам и др. Регист­рация уставного фонда и его формирование оформляется следую­щими записями.

1. Дт 75 «Расчеты с учредителями» субсчёт «Расчеты с государ­ственными и муниципальными органами». Кт80 «Уставный капи­тал» субсчет «Уставный фонд» — регистрация уставного фонда.

2. Дт01,04, 07,41, 50, 51 . Кт 75 «Расчеты с государственными и муниципальными органами» — сумма вкладов в уставный фонд — увеличение уставного фонда.

3. Дт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Кг 80 «Уставный капитал» субсчет «Уставный фонд» — за счет соб­ственных средств организации (прибыли).

4. Дт86 «Целевое финансирование». Кт80 «Уставный капитал» субсчет «Уставный фонд» — за счет целевого финансирования.

В случае изъятия у унитарной организации государственным органом имущества или денежных средств производятся следую­щие записи.

1. Дт75 «Расчеты с государственными и муниципальными органами». Кт91 «Прочие доходы и расходы» — изъятие имущества из уставного фонда.

2. Дт 75 «Расчеты с государственными и муниципальными орга­нами». Кт 51 «Расчетные счета» — изъятие денежной суммы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4