Инвентаризация

В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.) при реорганизации или ликвидации предприятия обязательно проведение инвентаризации его имущества. Приказом Министерства финансов от 13 июня 1995 г. N 49 были закреплены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1995. N 9). Согласно данным указаниям инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. Инвентаризация проводится при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

Для целей инвентаризации под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и другие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от места его нахождения, а также все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащего организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по тем или иным причинам.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При незначительном объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на эту комиссию.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (инвентаризационные документы). Эти документы должны составляться не менее чем в двух экземплярах.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации может определяться путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Инвентаризационные документы подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

В конце документа материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц, принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

При проведении инвентаризации отдельных видов имущества, порядок инвентаризации которого регулируется специальными правовыми актами, используются рекомендуемые ими формы документов. Если соответствующий специальный акт не требует применения особых форм документов, то для оформления результатов инвентаризации применяются общие формы первичной учетной документации, о которых говорилось выше.