Ценообразование.

Одним из наиболее быстрых и экономически эффективных методов увеличения нормы прибыли является отладка механизма ценообразования. Если на себестоимость продукции предприятие может влиять лишь в очень небольших пределах, т.к. гибкость предприятия ограничена разбросом цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и рабочую силу, а также внутренними резервами производства, то цену реализации на свою продукцию предприятие может устанавливать в достаточно широком диапазоне.

Установление цены на продукцию или услуги предприятия – одно из важнейших и труднейших управленческих решений. Решение по ценообразованию представляет собой процесс установления конкурентоспособной и разумной продажной цены, которая приведет к росту продаж и увеличению прибыли. Процесс формирования цены предполагает рассмотрение множества факторов, таких как конкуренция, покупательский спрос, затраты и расходы и т.д.

На практике существуют два подхода к ценообразованию – затратный и стоимостной.

Затратный подход.

Ценностный подход.

Затратный подход к ценообразованию – это метод ценообразования, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты и расходы предприятия на производство и реализацию продукции.

Ценностное ценообразование – это подход, при котором предприятие сначала определяет продажную цену нового изделия, а уже потом проектирует сам продукт.

Самой распространенной формой ценообразования на основе себестоимости является ценообразование по принципу “затраты и расходы плюс”.

При использовании данного метода продажная цена единицы продукции определяется путем прибавления к себестоимости продукции части прибыли (наценки). Общая формула цены в данном случае имеет вид:

Цена = Затраты и расходы + Наценка

где

Наценка = Процент наценки × затраты и расходы

Процент наценки устанавливается эмпирически, чаще всего исходя из желаемой нормы рентабельности.

Процент наценки рассчитывается следующим образом:

Процент Бюджетная прибыль + Общ затраты и расходы, не вкл в состав базовых

= ─────────────────────────────────────────────

наценки Годовой объем продукции × базовые затраты и расходы на ед. продукции

При ценностном ценообразовании цены устанавливаются таким образом. Чтобы они обеспечивали предприятию получение большей прибыли за счет достижения выгодного для него соотношения “ценность/затраты”.

Данный метод предусматривает расчет цены на основе маркетинговых исследований. Знание уровня данной цены позволит предприятию в целях получения желаемой прибыли определить необходимый объем продаж и, соответственно, объем производства, учитывая при этом реально существующую конъюнктуру рынка.